Мосгордума приняла бюджет столицы на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов
Сегодня, 18 ноября, депутаты Мосгордумы приняли в первом чтении проект закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». Депутаты и представители городской исполнительной власти подчеркнули, что приоритетами бюджетной политики остаются развитие инфраструктуры мегаполиса и выполнение социальных обязательств перед жителями.
Руководитель Департамента финансов города Москвы Елена Зяббарова обратила внимание на сложную и нестабильную ситуацию, вызванную пандемией коронавируса, однако властям удалось спланировать расходную и доходную части бюджета. «На предстоящие три года документ сформирован на основе базового сценария прогноза социально-экономического развития Москвы, который предусматривает стабилизацию и дальнейшее постепенное восстановление экономической активности при сохранении низких темпов инфляции. Представленный к рассмотрению проект бюджета обеспечивает приоритетность социальных расходов, безусловное выполнение принятых городом обязательств, значительный рост расходов на здравоохранение, наличие средств на развитие города, сохранение устойчивости городской бюджетной системы», — отметила она.
«В предстоящие три года проектом предусмотрены следующие объемы доходов: 2021 год — 2 трлн 642,7 млрд руб., 2022 год — 2 трлн 895 млрд руб., 2023 год — 3 трлн 161,3 млрд руб. Более 45% в структуре доходов занимает налог на доходы физических лиц. Он является наиболее стабильным источником, его динамика зависит от фонда оплаты труда, который ежегодно растет за счет создания новых рабочих мест, легализации рынка труда и роста заработной платы. Объем поступлений по НДФЛ по итогам 2020 года оценивается всего на 1,4% ниже запланированного в бюджете. В предстоящие три года, с учетом прогноза положительной динамики заработной платы и увеличением количества занятых в экономике, средний темп роста поступлений по НДФЛ прогнозируется на уровне 7,4% в 2021 году и далее — более 8% ежегодно», — добавила Зяббарова.
Как отметила докладчик, расходы бюджета на 2021 год запланированы на уровне показателей бюджета на 2020 год, их объем составит 3 трлн 152,8 млрд рублей. В 2022 году — 3 трлн 235,6 млрд руб., а на 2023 год — 3 трлн 344,7 млрд руб. В бюджете сохраняется высокая доля программных расходов: на финансирование 13 государственных программ планируется направить 93% общих расходов. При этом социальная направленность бюджета остается ключевым приоритетом бюджетной политики Правительства Москвы. В условиях отсутствия возможностей для роста общего объема расходов обеспечено увеличение социальных расходов и в абсолютном, и в относительном выражении. Их доля на 2021 год возросла до 56%. В абсолютном значении это почти 1,8 трлн рублей, а с учетом средств фонда ОМС — 2,1 трлн рублей. Елена Зяббарова подчеркнула, что опережающими темпами увеличивается финансирование всех социальных программ, среди которых «Столичное здравоохранение», «Столичное образование», «Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия», «Спорт Москвы» и «Жилище».
Председатель Контрольно-счетной палаты города Москвы Виктор Двуреченских отметил, что «проведена экспертиза законопроекта „О бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов“, заключение в установленном порядке представлено депутатам, остановлюсь лишь на нескольких принципиальных моментах».
15 ноября главный финансовый документ столицы рассматривали в Общественной палате Москвы на заседании комиссии по экономике, бюджету и перспективному развитию города. «Участники высоко оценили проект бюджета Москвы, отметив, что по итогам детального анализа можно сделать вывод, что проект соответствует требованиям Бюджетного кодекса, учитывает необходимость ликвидации последствий кризиса, сохраняет активную роль как инструмент развития города и позволяет выступать источником поддержания стабильности и устойчивости», — отметил председатель Мосгордумы Алексей Шапошников.
Он также обратил внимание на крупные социальные расходы в бюджете. «Самая объемная статья бюджета соцзащиты на следующий год — региональные доплаты к пенсиям. В соответствии с законопроектом, с 2021 года каждый московский неработающий пенсионер будет получать не менее 20 220 рублей при условии соблюдения ценза оседлости», — добавил Шапошников.
Напомним, на программу «Социальная поддержка жителей Москвы» будет выделено 569 млрд рублей — на 5% больше, чем в законе о бюджете на 2020 год. Кроме этого, будут увеличены расходы на программы «Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия» — на 5,4%, «Спорт Москвы» — на 5%, «Столичное образование» — на 2,6%.
Также в течение 2021–2023 годов запланировано построить 740 объектов, в том числе 91 здание школ и детских садов, 30 поликлиник, 18 больничных корпусов, 29 спортивных сооружений.
Кроме этого, предполагается индексация оплаты труда работникам бюджетной сферы на 3,7%.
17 ноября Комиссия Мосгордумы по экономической и социальной политике рекомендовала столичному парламенту принять проект закона города Москвы. «Начну с особенностей исполнения бюджета в этом году, поскольку текущая ситуация стала отправной точкой для бюджетного прогнозирования на следующие три года. Весь мир столкнулся с самым тяжелым за все последнее время испытанием. Пандемия оказала серьезное влияние на все стороны общественной жизни нашего города: и на социальную сферу, и на экономику, и, как следствие, на городской бюджет. Впервые за долгое время ожидается падение доходов бюджета в номинальном выражении. По итогам года мы прогнозируем сокращение доходной части бюджета на 3% к уровню прошлого года, а если сравнить с объемом, утвержденным в законе о бюджете на 2020 год, то выпадающие доходы составят более 300 млрд рублей, или 11%», — заявила руководитель Департамента финансов города Москвы Елена Зяббарова.
Таким образом, несмотря на сложности, властям Москвы удалось сохранить значительные расходы на социальную сферу.