Статья
599 27 августа 2009 0:20

Музей невинности

Последний роман турецкого нобелевского лауреата или доказательство космополитизма графомании.
Комментарии экспертов

Сегодня читать Памука модно. Собственно, модно читать Памука стало после того, как ему дали Нобелевскую премию, а премию ему дали после того, как несколько лет назад тогда мало кому известный писатель призвал свою родину «покаяться» в геноциде армян 1915 года. Вообще, быть оппозиционером (со всеми вытекающими бонусами) в Турции после Ататюрка — неудобно. Единственная тема, к которой можно было бы привязаться это национализм, да и тот выражен в нелюбви турок к курдам. Поэтому, когда Орхану Памуку понадобилась тема для раскрутки, ему пришлось обратиться к скандалу почти вековой давности. Памук — явление интернациональное, не в том смысле, что его книги переведены на 50 языков, а в том, что практически в любой хоть чего-то стоящей стране есть свой «памук». Обычно это графоман, производящий как завод «кирпичи», которые никто никогда не читает. Но все обсуждают их значение. Сложно сказать, почему так происходит. Возможно, сказывается некая ещё гомеровская страсть к ну очень большим текстам, а способность человека писать много, не важно чего, но с претензией на логику в повествовании вызывает благоговение у окружающих.

Ещё такой писатель публично оппозиционен и аполитичен. К властям своей (и любой похожей на неё) страны он относится с небрежением, т.к. у них «эстетические разногласия». Дальше публичной демонстрации позиции дело никогда не заходит. Редко более чем одна книга такого писателя полностью «политична». Т.к. писатель почти всегда политически неграмотен и считает, что для обсуждения предмета всегда можно положится на мнение знакомых (тоже писателей, но уже политических, которые ничего кроме как о политике не пишут). Космополитизм такого автора безграничен. Он путешествует по миру и заводит массу знакомств. Замечательное свойство графомана — для писательства ему не нужно сосредоточенное вдохновение, он пишет без напряжения где и когда угодно. Следствием его разъездов является то, что именно его во всём мире принимают за великого национального писателя (свою роль играет и помянутый размер работ).

Ближе к старости ему дают Нобелевскую премию. Все знают, что Нобелевская премия в области литературы — это не совсем тоже самое, что и нобелевка в области физики или химии. Литнобелевка — это как раз политический инструмент. Поэтому, в отличие от Букера, скажем, для получения нобелевки не надо обладать талантом. Достаточно просто рассуждать о злодействе твоего государства и его преступлениях против человечества (реальных или мнимых). И писать, писать, писать... Вышеизложенное касается, не только Памука. В России вы тоже найдёте несколько претендентов.

Орхан Памук, «Музей невинности», М.: «Амфора», 2009, — 608 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".