Статья
1800 2 декабря 2014 12:33

В ЕАЭС откажутся от доллара и евро

На территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) могут запретить хождение доллара и евро. 

Напомним, в ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. 

Переход на расчеты только в национальных валютах (рубли, белорусские рубли, тенге, драм) должен произойти к 2025–2030 году. Такое предложение содержится в проекте концепции развития платежных систем на территории ЕАЭС, пишут «Известия» со ссылкой на председателя совета директоров Национального платежного совета (НПС), вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Мурычева.

По его словам, концепция предполагает не только отказ от доллара и евро, но и создание инфраструктуры общего платежного пространства стран-участниц, позволяющего проводить платежи с учетом совместимости национальных карточных систем, в том числе создаваемой российской национальной системы платежных карт (НСПК) и ныне функционирующих систем «Белкарт» (Беларусь) и Armenian Card (ArCa). 

По мнению Мурычева, переход на национальные валюты полностью на территории ЕАЭС должен быть постепенным — учитывая их волатильность в свете политического кризиса на Украине и санкций со стороны Европы и США.

В Совете Федерации поддержали идею отказа от доллара и евро в расчетах на территории ЕАЭС.

«Почему мы должны пускать в товарооборот с Арменией, Белоруссией и Казахстаном страны, которые не являются участниками ЕАЭС, за счет расчетов в долларах и евро? Эмиссия доллара сейчас очень велика, не исключен крах американской экономики, внешний долг США очень велик, — цитируют «Известия» члена комитета Совета Федерации по экономической политике Евгения Тарло. — Ориентируясь на доллар, мы его укрепляем. Например, рубль девальвировал к доллару более чем на 40% с начала 2014 года, белорусский рубль — на 11,67%, тенге — на 15,04%, драм — на 7,2%. Если же в расчетах будут использоваться национальные валюты, можно будет говорить об их укреплении, и рубля в первую очередь».

Напомним, договор о Евразийском экономическом союзе был подписан президентами России, Белоруссии и Казахстана 29 мая 2014 года в Астане. 10 октября 2014 года к договору присоединилась Армения, соответствующее соглашение было подписано в Минске на заседании Высшего евразийского экономического совета.

Работа над документом продолжалась почти 3 года. В нем расписано снятие таможенных и миграционных барьеров между странами-участницами. У предпринимателей появится возможность ввозить товары и вести бизнес в любой из указанных стран.

В ключевых отраслях экономики государства будут вести согласованную политику, ожидается, что всё это увеличит доходы трёх стран минимум на 15%.

В странах союза планируется унифицировать режим для инвестиций: она должна быть рыночной, выплачиваться быстро, за задержку могут начисляться проценты.

Комментарии экспертов
В принципе, переход к единой валюте может увеличить устойчивость национальных валют стран-членов ЕАЭС за счёт механизмов взаимного резервирования. Это может и должно привести к большей независимости финансовых систем от тех событий, которые происходят вне ЕАЭС.

Если при этом курсе будет более активное развитие, скажем, торговых отношений ЕАЭС с другими валютными зонами или с другими крупными сильными центрами, такими как, например, Китайская народная республиками, то за счёт тех же самых дополнительных механизмов возможна стабилизация уже единой валюты.

В то же время этот переход требует соблюдения ряда условий, прежде всего, для стабилизации финансовых систем стран-участников, по крайней мере тех, которые вносят существенный вклад в общий рынок, поскольку всё привязано и к финансовому рынку, и к товарному рынку.

Пока что речь идёт о том, чтобы страны ЕАЭС использовали валюты друг друга в торговых операциях. Но отказ от нацвалют — это всегда делегирование полномочий по эмиссии своих денег, урегулирование собственной денежной массы некоему другому наднациональному правительству. В этом заключается основной риск установления единой валюты, что мы могли наблюдать на примере Европы.

Соответственно, все финансовые системы должны иметь примерно одинаковый уровень развития каждой страны. В этом смысле важно понимать, что нельзя отдельно регулировать объём денежной эмиссии и отдельно на национальных уровнях регулировать, скажем, способ верстания бюджетов, поскольку это будет отдельная полная свобода у министерства финансов, а такого быть не может. Результат подобных денежных операций мы видим в ЕС.

Поэтому прежде чем переходить на единую валюту, необходимо перейти к более широкой консолидации, выработке решения о том, как будет жить бюджет и как будут верстаться бюджеты всех стран — участников единой валютной зоны. Иными словами, необходим единый механизм влияния на принятие решений по бюджету каждой страны.

Хочу отметить, что переход к единой валюте — долгосрочное предприятие, поэтому к обозначенному сроку курсы валют, которые сейчас очень сильно колеблются, могут стабилизироваться. К примеру, в Белоруссии рубль девальвировался в 2011 году очень сильно, но это никоим образом не привело к краху экономики. Просто если бы это была единая система, то такое было бы невозможно — девальвировать наднациональную валюту было бы нельзя.

С другой стороны, если девальвация непроизвольная и связана с проблемами одной страны, то единая валюта позволяет, например, избежать массового отказа населения или бизнеса от собственной валюты в силу того, что можно опираться на её твёрдость, обеспеченную другими участниками валютного союза.

Здесь очень важна сбалансированность политики стран-членов, в противном случае это может оказаться некой доминантой в денежных отношениях. Для примера возьмем США: любая мелкая страна может привязаться к их валюте, но что это ей дает? Она не может никак влиять на эту валюту, и если в США произойдёт коллапс, то она окажется без собственной валюты, так как ее валюта уйдёт в пике, или будет расти точно так же, как валюта США.

Создание некоего реального института единой валюты пока еще только в планах. Но чтобы к нему реально перейти, надо сначала пройти стадию более тесной работы только со своими валютами, отказавшись от любых кросс-курсов с внешней валютой, типа доллара и евро. Также необходимо как минимум отладить взаимодействие между Центральными банками и министерствами финансов. Для этого, естественно, потребуется, условно говоря, 10-15 лет.

За такие длительные сроки, которые обозначены для перехода к единой валюте в рамках ЕАЭС, возможно, перестанет существовать Евразийское экономическое пространство. В данный момент в нем существует три страны, каждая из которых сидит под своим диктатом и проводит собственную независимую политику, не считая нужным советоваться со своими партнерами по союзу ни о чём, что противоречило бы их личной выгоде.  

В принципе, ведение расчётов через свои национальные валюты вполне реально, но только при условии, если основной товарооборот этих стран к 2025-2030 гг. будет происходить внутри этой группы. Но, на мой взгляд, это совершенно бессмысленно.

Есть очень красноречивый пример: некоторое время назад Дмитрий Медведев подписал с Уго Чавесом контракт на поставку вооружений в Венесуэлу на 4 миллиарда долларов. Расчеты по контракту по договоренности стран должны были осуществляться в венесуэльских боливарах. Однако на момент выполнения контракта стоимость боливара сократилась в 4 раза.

Смысл валюты заключается в том, что она должна быть свободно конвертируемой. Если вы кому-то какие-то товары поставляете, в обмен на обязательства получаете другие товары по бартеру, а, на мой взгляд — лучше получать деньги и иметь выбор. В данном случае мы, по сути дела, привязываемся к бартеру, вводя какую-то региональную валюту, которая будет работать только на региональном уровне. Таким образом, это экономическое пространство лишается экономической эффективности.

Есть еще один пример: с 1992 года обсуждается введение единой валюты между Россией и Белоруссией. За это время даже единое государство создали. Но каковы практические шаги по продвижению этого пути? Лично я их не вижу, и скорее всего, не увижу в своей жизни.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".