Статья
1010 25 июня 2009 20:01

Народный протест в хрущевскую эпоху

Дискуссия о советском обществе. Было ли оно лишь пассивным объектом авторитарного эксперимента?
Комментарии экспертов

Некоторое время назад я уже писал об одном иностранном исследователе загадочной русской души. Тогда речь шла о книге профессора русского языка Катрионы Келли "Товарищ Павлик", в которой - особенно в предисловии - чувствовался этакий покровительственный тон европейца по отношению к субъектам, пережившим ужасы совка. Это было, например, отражено в истории некоего английского читателя Келли, который, познакомившись с портретом Павлика, пришел к чудовищному выводу: оказывается, нечто подобное можно найти даже в Англии. Профессор Келли тогда неожиданно вступила со мной в переписку, обвинив меня в том, что я опустил планку полемики, предал одновременно и академические стандарты, и журналисткую этику, короче говоря, вел разнузданную и аморальную реакционную политику, если говорить кратко. Переписка с Келли, а точнее ее первое письмо, была по ее настоянию опубликована в качестве комментария к ее собственной книге. В нем профессор в частности утверждает, что загадочной русской души не существует. Но факты упорно говорят об обратном.

В данном случае об этом говорит новейшая книга датского исследователя Кулевига, посвященная, как  следует из названия, народному протесту в СССР хрущовской эпохи. Покровительственно похлопав русского читателя по плечу, похвалив его за возвращение на лоно нормальных европейских народов после недоразумения 1917 года, Кулевиг делает великолепный риторический ход. Есть, - говорит Кулевиг, - мнение, что русские люди склонны покоряться тиранам, душащим свободы, что очень они любят твердую руку. Бог его знает, так ли это, но одно можно сказать наверняка: параллельно с такой неприглядной особенностью мы наблюдаем всюду русский бунт. Протест, вольность, разгул, сарынь на кичку!

И даже когда его на первый взгляд нету, это лишь потому, что мы неумело ищем его. Даже когда русский человек совсем забит, запуган тоталитарными режимом, все равно где-то глубоко внутри он протестует, он остается бунтарем. Вот это, признаться, задело меня у Кулевига за самое живое. Подумать только! Оказывается прав был один мой друг, который говорил, что он никогда не согласится с этой властью, всегда будет бороться против нее, даже если эта борьба будет настолько незаметной, что власть о ней никогда не узнает. Главное ведь не победа. Главное, проходя на цыпочках мимо кабинета тирана, твердо держать фигу в кармане!

И вот новейшее исследование датского ученого подтверждает справедливость этой тактики. Русская душа настолько загадочна, что умеет бунтовать безмолвно. Русская фига столь ослепительна прекрасна, что ее нельзя показывать начальству из гуманистических соображений, поелику оное может ослепнуть от блеска фиги.

Так вот, несмотря на то, что всем понятно, что никакого народного протеста в хрущевскую эпоху в СССР не было, Кулевиг говорит нам: не верьте глазам своим. И затем приводит примеры ужасающих восстаний русского духа, из которых, разумеется, на первом месте находятся события в Новочеркасске в 1962 году, аналогов которым в истории любой индустриально развитой страны имеется огромное множество. Очень трудно, короче говоря, искать черную кошку в темной комнате.

Книга предоставлена магазином "Фаланстер".

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".