Статья
1915 7 марта 2010 0:00

Науку и образование объединили

Дмитрий Медведев упразднил Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию. Теперь их функции переданы Минобрнауки. О подписании соответствующего указа пресс-служба главы государства сообщила 6 марта. Решение принято с целью «оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти».

В Минобрнауки уже прокомментировали произошедшие изменения. «В период кризиса эти две сферы - образование и наука, человеческий капитал - вышли на первый план. Поэтому принято решение о том, что сейчас настал тот момент, когда эти сферы необходимо объединить в едином органе, чтобы развивать их более эффективно», - сообщил «Интерфаксу» источник в Минобрнауки.

Тема образования не сходит с повестки дня высоких собраний. Регулярно заседает Совет по нацпроектам, где образование вынесено отдельным блоком, много говорится о реформе школы, предлагаются новые модели - как например инициатива «Новая школа». В конце концов, самое заметное, что произошло в сфере среднего образования - это введение ЕГЭ. 6 марта, посещая одну из школ Краснодарского края, президент Дмитрий Медведев обратил внимание на то, что ЕГЭ не должен быть застывшей формой, и должен все время меняться и совершенствоваться.

В области инноваций  упор делается на то, чтобы  модернизировать экономику, стимулировать внедрение научных разработок в производство, чему не в последнюю очередь должны способствовать  создаваемые при вузах малые внедренческие предприятия. 

«20 млрд. рублей планируется выделить в течение трёх лет на реализацию совместных проектов вузов и предприятий для развития наукоёмкого производства и стимулирования инновационной деятельности в российской экономике», - заявил заместитель министра образования и науки РФ Владимир Миклушевский 3 марта 2010 года на заседании коллегии Минобрнауки России.

Как сообщает пресс-служба Минобрнауки, в 2010 году из федерального бюджета планируется выделить 6 млрд. рублей, в 2011-2012 годах - по 7 млрд. рублей.

«Данный проект направлен на коммерциализацию наукоёмких технологий и обеспечивает решение важнейшей задачи по модернизации экономики. При этом заявки для получения финансирования смогут подавать именно предприятия, что является гарантией внедрения научных разработок в производственный процесс», - подчеркнул В.Миклушевский.

Субсидии выделяются производственным предприятиям на конкурсной основе сроком до 3-х лет, объёмом финансирования до 100 млн. рублей в год. Объём внебюджетных средств, привлекаемых предприятием, должен быть не меньше размера субсидии федерального бюджета. При этом не менее 20% внебюджетных средств должны направляться на софинансирование научных исследований в вузе. Организация нового высокотехнологического производства осуществляется за счет средств из внебюджетных источников, привлекаемых предприятием.
 

Комментарии экспертов

Как только у нас будет стремительно расти число субъектов предпринимательской деятельности, а, значит, будет увеличиваться конкуренция, то сама жизнь будет требовать обращаться к тем приёмам и механизмам, которые дает сегодняшняя наука и новые разработки. Поэтому это будет существенным мотивом – вкладывать в науку, чтобы быть лучшим завтра в конкурентной борьбе.

Это произойдёт, если будет выполнен наказ президента в рамках стратегии «2020» увеличить долю занятых в малом и среднем бизнесе до 60%-70% трудоспособного населения вместо сегодняшних 25%. Это в 3 раза увеличить число субъектов малого бизнеса и направить их не в торговый сектор, который и так с переизбытком имеет малый бизнес, а в абсолютно разные отрасли нашей экономики, где у инноваций будет колоссальный спрос. Это медицина, информационные технологии. И малый бизнес показывает чудеса конкурентоспособности в этих вопросах. Он быстрее всего внедряет новую технику, быстрее всего адаптируется к новым условиям.

Бытует мнение, что российская школа и система образования до некоторого времени переживали упадок. С этим трудно не согласиться, говоря о материальной составляющей. Из школ из-за нехватки денег ушло большое количество талантливых учителей, и тенденция продолжает сохраняться. Однако костяк российской школы – опытные преподаватели с многолетним опытом – по-прежнему существует. Российские школьники до сих пор опережают по уровню знаний своих зарубежных сверстников. Это значит, что на российском образовании рано ставить крест. У него есть потенциал, есть те, кто может передать опыт, но не хватает тех, кому этот опыт передавать. В этом плане такие мероприятия, как Год учителя, создают необходимые предпосылки для получения качественного результата.

Система образования должна соответствовать заявленному руководством страны курсу на модернизацию и развитие инноваций. Ее необходимо привести в соответствие мировым стандартам. Это вовсе не значит, что нужно оголтело рушить старое и заново строить новое. В направлении реформ нам нужно двигаться консервативным, а значит не революционным путем. Необходимо понимать, что российская школа имеет свои уникальные особенности и традиции, на которые нужно нанизывать современный тип мышления, приводя его в соответствие требованиям времени.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".