Статья
2321 27 октября 2021 11:22

Неуместная соцподдержка: за что парламентские партии критикуют проект бюджета

Госдума 28 октября рассмотрит в первом чтении проект федерального бюджета на 2022-2024 годы. Проект бюджета сверстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ с ежегодным ростом экономики на 3% течение ближайших трех лет. Приоритетом трехлетнего бюджета является реализация национальных целей развития, определенных президентом.

Еще один приоритет бюджета, по словам главы Минфина РФ Антона Силуанова, — социальная поддержка граждан, особенно в условиях пандемии. В бюджете предусмотрены необходимые ресурсы для врачей, для поддержки системы здравоохранения и граждан, а также учтены последствия инфляции текущего года.

Позиция парламентского большинства

Фракция «Единая Россия» уже заявила, что поддержит законопроект. По словам секретаря Генсовета «Единой России» Андрея Турчака, «проект бюджета получился сбалансированным, по сути в нём учтены все предложения, которые вошли в народную программу „Единой России“». Вместе с тем, ко второму чтению единороссы подготовят ряд поправок.

«Мы детально обсудили предложения по социальному развитию села и комплексному развитию сельских территорий, развитию спортивной инфраструктуры на селе и в малых городах, поддержку регионов в вопросах строительства и ремонта муниципальных и региональных дорог», — сказал Турчак 26 октября по итогам заседания совета партийной фракции с участием министра финансов Антона Силуанова.

Председатель комитета по бюджету Андрей Макаров от фракции ЕР отметил также, что приоритетные для «Единой России» направления будут зафиксированы в проекте постановления Госдумы, которое фракция предложит одновременно с поддержкой бюджета.

Почему системная оппозиция критикует проект бюджета

Руководитель фракции ЛДПР Жириновский обратил внимание на снижение финансирования содействия занятости сельского населения в проекте бюджета. Он также заметил, что цены на товары и услуги продолжают расти.

«У нас позиция такая — если не будет препятствий для завоза на рынки продукции, которую собрали граждане сами (индивидуалы, крестьянский двор, фермеры), то, наверное, было бы снижение [цен на товары]. Посредник забирает основную часть доходной части сельхозпродукции, и здесь борьба должна идти за доступность рынков», — уверен Жириновский.

Кроме этого, в ЛДПР отмечают, что «те деньги, которые можно направить на развитие и на постоянный рост доходов не от нефти, а от своего отечественного производства, опять направляются в „сундук“ под названием — Фонд национального благосостояния, и будут вложены в иностранную валюту и иностранные ценные бумаги».

«Зададим сразу вопрос — зачем Минфин увеличивает государственный долг, выпуская в больших масштабах облигации федерального займа (ОФЗ). За три бюджетных года — 2022-2024 годы предполагается выплатить по долгам почти 5 триллионов рублей. В текущем году выплаты по процентам госдолга составят 1,2 триллиона рублей, в 2022 году предполагается 1,4 триллиона рублей. Кому деньги выплачиваются? — банкам, всякого рода инвестиционным фондам, включая иностранные. Им можно ничего не делать и стричь „купоны“. Фактически это развитие паразитизма в экономике. Вместо вложений в медицину, образование, науку выпускаются долговые облигации», — отмечают в ЛДПР.

Во фракции задают вопрос, зачем залезать в долги и, выплачивая проценты, отнимать эти деньги от экономики и населения?

«Такую политику надо менять, а деньги направлять на развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства», — считают либерал-демократы.

«Новые люди», в свою очередь, призвали Минфин снизить налоговую нагрузку для экономического роста.

«Один из ходов к тому, чтобы экономической рост запустить, — это в целом снизить, тоже не спеша, налоговую нагрузку на экономику. По оценкам Всемирного банка, 46% — совокупная [налоговая] нагрузка на [российскую] экономику», — отметил руководитель фракции Алексей Нечаев.

Его заместитель Сардана Авксентьева отметила, что особенно в финансовой поддержке нуждаются регионы. По ее словам, дотации регионов будут проиндексированы на размер инфляции.

«Но, тем не менее, ситуация остается прежней. Поэтому в рамках подготовки рассмотрения бюджета этот вопрос очень важно было проговорить, и, конечно, хорошо, что министерство финансов и лично министр финансов встречается с фракциями и отвечает на наши вопросы», — считает Авксентьева.

Депутаты от КПРФ резко раскритиковали проект бюджета, заявив, что он «пахнет уголовщиной».

«Судите сами лишь по одному показателю. Цена на газ в правительственном документе заложена 206 долларов за 1000 кубов, а на европейском рынке эта цена в пять раз выше. Почему заложена столь ничтожная сумма? Может это делается специально, чтобы получить больше доходов и распорядиться ими по-своему усмотрению?» — заявил депутат Госдумы от КПРФ Николай Арефьев.

По словам парламентария, «из бюджета изымаются 20 трлн рублей и уводятся за границу, в тоже время правительство планирует взять деньги в долг под огромные проценты: на сегодня уже набрали 17 трлн, а к 2024 году планируется 31 трлн».

Как считает Арефьев, ответ кроется где-то в Уголовном кодексе: «в России нынче 42% ВВП — объем теневой экономики».

«Известно, что стоит заложить в бюджет бесплатный сыр, как мышеловки окажутся приватизированными!» — заявил коммунист.

Проект федерального бюджета на 2022−2024 годы не отвечает ожиданиям миллионов граждан России, уверен сопредседатель «Справедливой России» Миронов. По его словам, прежде всего, в главном финансовом документе страны нет ни слова об индексации пенсий работающим пенсионерам. Государство задолжало им за последние годы более 1,4 трлн рублей, и этот долг пора отдавать.

Также парламентариев не устраивает доходная часть бюджета — 25 трлн рублей.

«Да, это немало! Но могло бы быть гораздо больше: только отмена возврата НДС экспортёрам нефти и газа принесла бы в бюджет дополнительные 2 трлн рублей, расширение прогрессивной шкалы налогообложения дало бы ещё больше, а возврат ставки НДС на уровень 18% дал бы ощутимый импульс развитию экономики и позволил затормозить рост цен», — написал депутат в Facebook, добавив, что фракция не поддержит текущую редакцию бюджета.

Оценки экспертов

Судя по опубликованным общим цифрам, бюджетная политика в ближайшую трехлетку станет чуть более стимулирующей, о чем свидетельствует заложенный в 2024 году рост расходов и планируемый дефицит бюджета, отмечает экономист Александра Осмоловская-Суслина.

«Тем не менее, в целом, политика будет оставаться сдержанной, и финансирование текущих расходов не будет нарушать бюджетного правила. К финансированию крупных (инфраструктурных) проектов правительство планирует подключить средства ФНБ, но опять же — это будет сделано в рамках превышения накопленных резервов установленных нормативов», — говорит эксперт.

По ее мнению, не исключено, что в случае усиления пандемической угрозы правительству придется вне зависимости от политической конъюнктуры осуществлять новые выплаты для поддержки населения. В кризис и в небольших объемах выплаты населению оказывают положительное влияние на экономику, поддерживая спрос, и не сильно влияют на инфляцию.

Еще один экономист, Игорь Лавровскийпрокомментировал позицию СР по поводу проекта бюджета. По словам Лавровского, лидер эсеров Миронов вводит людей в заблуждение.

«Граждане России не читали проект бюджета. Они не могут быть недовольны тем, чего не читали. Значит, заявление о том, что что граждане России недовольны — это сознательное введение в заблуждение», — объясняет Лавровский, отмечая, что сопредседатель СР «пытается приватизировать ожидания миллионов граждан».

По словам экономиста, проект бюджета — сложный документ, который является результатом согласования очень многих позиций.

«Он составлен профессионалами, и на этом фоне говорить о неких „переигровках“ — несерьёзно и легкомысленно. Для того, чтобы внести что-то полезное, надо участвовать в этом процессе с самого начала и до самого конца, делать это профессионально и грамотно», — заключает Лавровский.

Советник по макроэкономике генерального директора АО «Открытие Брокер» Сергей Хестанов отметил, что наиболее важная часть в бюджете — размер дефицита.

«Меня интересует величина дефицита, причем не та, которая закладывается в бюджет, сколько та, которая в процессе исполнения бюджета формируется, потому что они довольно часто не совпадают. В частности, сейчас у нас бюджет исполняется радикально лучше, то есть с меньшим дефицитом, чем это было, когда он формировался», — подчеркнул Хестанов.
Цифра дняЦифра дня 70 процентов составит увеличение оборонного бюджета РФ в 2024 году 30 июня 2023 Новости  Дефицит военного бюджета США: проект Палаты представителей на 2024 год сокращает расходы Комитет по делам Вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США принял собственную версию военного бюджета на следующий финансовый год. Проект сокращает расходы на оборону на общую сумму $4 млрд на те закупки, которые уже недофинансированы, отмечает старший научный сотрудник американского аналитического центра American Enterprise Institution (Американский институт предпринимательства, AEI) Элейн МакКаскер.  9 декабря 2022 Новости  Проблемы оборонного бюджета США: оценки экспертов В тексте американского закона об оборонном бюджете есть ряд недостатков, считает старший научный сотрудник американского аналитического центра The Heritage Foundation Майя Кларк. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".