Статья
5920 16 мая 2022 9:26

Никогда мы не будем братьями и вот, почему

Никто сейчас не поймёт меня быстрее и лучше, чем редакторы отделов поэзии многотиражных журналов или кинокритики старой закалки, с суровым опытом и длинным, как хвост кометы стажем. Но всем остальным я настоятельно рекомендую вникнуть и подумать наравне.

Только эти многострадальные люди доподлинно и неумолимо знают, что далеко не все бредни, написанные в столбик есть поэзия и отнюдь не все профессионально смонтированные «видео-всхлипы» суть кино.

Трагедия в том, что объяснить разницу пишущим в столбик или снимающим «всхлипик» так же невозможно, как убедить подбадриваемую Нобелевским комитетом кухарку, что ей не следует править государством. Особенно, если весь Нобелевский комитет, нанюхавшийся возбуждающих советов, хором, как кричалку, скандирует обратное. И особенно, когда эпоху всепоглощения серости торжественно и воинственно провозгласили с трибун всего светлого и хорошего.

Между тем, разница эта вопиюще очевидна профессионалам высокого класса и рядовым читателям с обычным хорошим вкусом. И с этим тоже ничего поделать нельзя.

Например, мгновенно понять, почему стихотворение поэта Жени Беркович про деда, явившегося призраком в сон ко внуку, чтобы пристыдить оного «русской агрессией» на Украине — запредельно махровая и очень дурно срифмованная пошлость можно. A объяснить это прослезившемуся, готовому принять и заглотить что ни попадя, лишь бы против «русскиx» — никак нельзя и совершенно бесполезно.

Или мгновенно увидеть, что склёпанный по всем современным правилам политкорректного монтажа клип украинских «победителей» «Евровидения» — вопиющая бездарность и жгучая безвкусица, нелепо срежиссированная и дурно сыгранная — можно. А доказать взрыднувшим и захмелевшим от собственного непыльного великодушия — нельзя и даже не стоит и пытаться.

Зато, можно запросто и очень наглядно доказать, что с некоторых пор, победителям любого разрешённого «конкурса» достаточно иметь при себе одобренное политкорректностью происхождение или правильно заявленный идеологический курс. И тогда они могут пропеть на одной ноте справочник автомобилиста или прокричать абы какую похабную частушку, чтобы обойти любых конкурентов, одним скачком.

Но если вы уже слышали, что в мировое турне, с песнями и плясками, опять собирается Мария Алёхина из «Пусси Райот», стряхнувшая с нагруженных талантами плеч старые позоры, то более веских доказательств вам не потребуется.

Это не время немыслимой пошлости. Это время пошлости осмысленной и утверждённой.

Все законопослушные литературные издания, которыe давно и не просматривает реально читающая публика, наперебой публикуют харьковских и львовских «поэтов», кропающих абсолютно белые и обалделые вирши под непросыхающую горилку и стоны о личном «хероизме» в соцсетях. Одного такого поэта я с интересом наблюдаю много лет. Много лет, поэт присылал свои белостишные подборки откровенного бреда в столбик нашему непримиримому к плохой литературе изданию. Много лет мы вежливо отвечали поэту, что его творчество «не наш формат». Теперь по этому поэту можно буквально замерять градус разложения русскоязычной литературы. Потому что, несмотря на своё заливисто декларируемое происхождение, поэт отчего-то пишет в столбик белыми виршами исключительно на русском языке.

Поэт не идёт сражаться за любимую страну, но исключительно «реве та стогне, як Дніпр широкий» из подвала собственного дома, защищая собственное творчество, до сих пор не оценённое по заслугам русскими изданиями, зато взбухшее, как на дрожжах, аккурат с момента «русской агрессии» и прямо таки прущее через край в лондонских и нью-йоркских литературных журналах, где поэтову муть переводят поэтовы друзья-односельчане, с русского на английский, тем же методом, каким сам поэт кропает свои нескончаемые строки — рулонами.

По этoму поэту я регулярно замеряю степень опошления сегодняшнего «литературствования» по Шарикову — отнять и поделить.

Точно такой же индикатор годится сегодня для любой сферы политико-творческой деятельности (другая к употреблению запрещена), включая продукцию «Евровидения» и «видео-всхлипы» его лауреатов.

В том, что разница между пошлостью и талантом очевидна не только профессионалам, но и простым зрителям с хорошим вкусом убедиться легко: для этого достаточно почитать обильные комментарии европейцев (!) на анонс победителей конкурса «Евровидения-2022». Однородных комментариев так много, что добавлять к ним что бы то ни было — только портить. Затирать их уже не получается, ибо вкус одним приказом не привьёшь и годами убеждений не отнимешь. А зрителей, пока, всё одно больше, чем ботов на порталах.

Вот почему, и когда кончатся войны, и когда вернутся настоящие «дипломатические отношения» между всеми возможными, пока непримиримыми оппонентами, мы обязательно забудем и обиды, и предательства, и разногласия, и разновкусия, и даже непременно будем снова легко или натужно общаться на общие темы за большими «круглыми столами». 

Но братьями так и не станем. Потому что невозможно объяснить, что такое пошлость людям, возводящим эту пошлость в степень вершины творчества и приходящим от неё в искренний экстаз.

И ещё потому, что людям, получившим, как и людям, вручившим приз, за воззвание «помогите "Азовстали"» когда-нибудь придётся долго стоять и объяснять, что же это было на самом деле — «Азовсталь» и с чем вот это самое скормили европейской публике.

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист.
© 2008 - 2022 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".