Статья
1415 29 сентября 2010 0:00

НКО в помощь людям

Актуальные вопросы социальной политики России стали темой форума, организованного Общественной палатой совместно с Минздравсоцразвития РФ. В мероприятии приняли участие заместители глав субъектов федерации из 54 регионов страны, курирующие социальный сектор, а также представители общественных организаций.

Как сообщила пресс-служба ОП РФ, на форуме шла речь о путях решения наиболее острых проблем соцполитики, о перспективах отказа государства от монополии в социальной сфере в пользу неправительственных организаций, о механизмах общественного контроля над соцучреждениями, а также о способах преодоления расслоения регионов по качеству исполнения социальных гарантий государства.

Кроме того, был представлен совместный интернет-проект Общественной палаты и Минздравсоцразвития РФ - общественный информационный портал «Социальная карта России». По задумке его создателей, с помощью данного портала любой гражданин сможет получить информацию о социальном обслуживании в своем регионе: контактные данные соцслужб, консультации юристов, телефоны «горячих» линий и т.д. Кроме того, на портале будут размещены т.н. «социальные паспорта» регионов, в которых наглядно будет отражена социальная картина в каждом из них.

30 сентября - во второй день форума - гости из регионов и журналисты смогут познакомиться с реальной практикой работы социального сектора Москвы. В программе дня - посещение столичных учреждений социальной сферы.

Комментарии экспертов

Россия – страна большая и разная. Создание социального портала – это просто способ продемонстрировать эти различия и, возможно, даже ужаснуться. Но это только первый шаг. Следующий шаг – надо работать над тем, чтобы эти различия сокращались, причём выравнивание шло не по нижней планке, а по верхней. Это, конечно, огромная работа. Я думаю, государство её в одиночку не осилит.

Здесь есть огромное пространство для работы некоммерческих организаций. Тут нужно встречное движение. Со стороны государства оно должно состоять в том, чтобы были приняты изменения в законы, которые позволили бы некоммерческим организациям предоставлять услуги в той сфере, которая раньше была полностью занята государством (я имею ввиду в социальной сфере). А со стороны НКО движение должно состоять в том, что должны появиться такие организации. Их должно стать больше, и они должны быть сосредоточены не только в Москве и Санкт-Петербурге.

Что касается финансирования соцсферы, то на самом деле и местный, и федеральный бюджет несут значительные расходы на содержание сети социальных учреждений. Фактически они оплачивают не  предоставление социальных услуг, а зарплату сотрудников этих учреждений. Речь идёт о передаче этих денег, которые уже есть в бюджетах и которые тратятся вроде бы на тему социальных вопросов, но при этом в основном идут на содержание этих учреждений, а не на оказание услуг. На первом этапе никакого сокращения средств не наблюдается, наблюдается их более рациональное использование.

Предложенная президентом РФ стратегия модернизации и инновационного развития России не может не затронуть социальную политику, в сфере которой решаются сложнейшие проблемы социокультурного характера, затрагивающие интересы каждого человека. Необходим инновационный подход к системе социальной защиты населения, где решается очень важная задача – обеспечить достойную жизнь тем гражданам, кто в силу разных обстоятельств оказался в трудной жизненной ситуации. В этой отрасли социальной политики, как ни в какой другой, велик груз прошлых лет, когда система социального обеспечения носила всеобъемлющий характер и состояла из элементов уравнительно-патерналистской модели.

Современным социально-экономическим отношениям должна соответствовать модель социальной поддержки населения другого типа, которая включает не только поддержку со стороны государства, но и личную ответственность гражданина за свое благополучие. Первый шаг в этом направлении государство уже сделало. Я имею в виду модернизацию пенсионной системы, цель которой – достигнуть такого размера трудовой пенсии, который позволяет удовлетворить основные физические и духовные потребности пенсионера. Тогда пенсионеру уже не потребуется такое количество дополнительных льгот, которые выплачиваются сегодня.

Не менее значимой проблемой является уход от уравнительного подхода в системе выплат льгот и пособий различным категориям населения. Сегодня большинство льгот предоставляется не по уровню дохода, а по другим основаниям: стажу трудовой деятельности, наличию государственной или ведомственной награды и так далее. В результате, дополнительную поддержку нередко имеют граждане, чьи доходы и без этой поддержки обеспечивают им достойную жизнь, что противоречит самой идеологии социальной поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В этих условиях проблема модернизации политики льгот приобретает особую актуальность. Считаю, что в основу модернизации надо положить принцип мотивации экономической активности и социальной ответственности граждан. Идея социальной поддержки должна реализовываться в формах, которые не поставят получателя помощи в иждивенческое положение.

Считаю, что назрела необходимость разработки новой модели социальной поддержки населения, куда целесообразно включить не только поддержку бедных людей, но и тех, кто проявляет инициативу с целью самообеспечения. Хочу напомнить: в России еще 100 лет назад благотворительные организации при социальной поддержке нуждающихся придерживались идеологии, что «даровая помощь унижает человеческое достоинство». Думаю, нам полезно изучить этот опыт.

Формы поддержки трудовой инициативы достаточно разнообразны. Они охватывают систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров, содействия занятости населения. Очень эффективными мерами являются поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, профессиональная переподготовка молодых матерей, жен военнослужащих, поддержка предпринимателей, кто создает рабочие места для инвалидов. Все эти меры должны носить не разовый, а системный характер, стимулировать инициативы самого человека.

Пора переходить от односторонних обязательств со стороны государства к взаимным обязательствам государства и гражданина. И эти обязательства должны касаться не только трудовой сферы, но и такого важного условия успешной жизни, как здоровье человека. Сегодня мы сталкиваемся, к сожалению, с очень низкой мотивацией населения к здоровому образу жизни, а наплевательское отношение к своему здоровью превращается чуть ли не в одну из черт российского менталитета. Настало время рассматривать здоровье как важнейший ресурс материального и духовного благополучия.

Мы ни в коей мере не хотели бы говорить об уходе государства из социальной сферы. Мы просто говорим о том, что в этой сфере нужно достаточно активно использовать ресурс некоммерческих, благотворительных и добровольческих организаций, которые могут дополнить спектр социальных услуг и социальных проектов в области большей доступности для конкретного потребителя, более активного пропагандирования здорового образа жизни, помощи ближнему, то есть на очень высоком уровне нравственных ориентиров.

Мне кажется, что в итоге возможности НКО даже превышают государственные, потому что здесь речь идёт не только об исполнении своего служебного долга, а о велении сердца. В этом смысле мы считаем, что некоммерческие организации могут быть очень эффективны в создании дополнительных социальных услуг и дополнительных социальных проектов, которые будут чрезвычайно эффективны в регионах.

С другой стороны, мы считаем, что, возможно, по опыту европейских стран и США социально ориентированные некоммерческие организации могут в дальнейшем поучаствовать ещё и в оказании социальных услуг на конкурсной основе и тем самым создать некую конкуренцию на рынке социальных услуг и обеспечить её более эффективную работу. Это будет следующий шаг по модернизации социальной сферы.

Одно другое дополняет. Нужно делать это более широкомасштабно и более адресно, поскольку мы понимаем, что когда люди объединяются неформально, по велению сердца, они пытаются достичь конкретного результата и увидеть плоды своей деятельности.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".