Статья
2627 26 октября 2021 9:45

Новые приоритеты: эксперты оценили проект федерального бюджета

Уже 28 октября Госдума рассмотрит в первом чтении проект бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов. Согласно документу, в следующие два года он будет профицитным. По словам Михаила Мишустина, при подготовке проекта правительство исходило из ожиданий, что все позитивные тенденции, отмечающиеся сейчас в экономике, будут усилены.

Предполагается, что доходы бюджета на 2022 год составят 25,02 триллиона рублей (18,8% ВВП), на 2023 год — 25,54 триллиона (18% ВВП), на 2024 год — 25,83 триллиона (17% ВВП); расходы — 23,69 триллиона (17,8% ВВП), 25,24 триллиона (17,8% ВВП) и 26,35 триллиона (17,4% ВВП).

«Актуальные комментарии» собрали мнения экспертов об особенностях проекта бюджета на 2022–2024 годы.

Так, советник по макроэкономике генерального директора АО «Открытие Брокер» Сергей Хестанов отметил, что наиболее важная часть в бюджете — размер дефицита.

«Меня интересует величина дефицита, причем не та, которая закладывается в бюджет, сколько та, которая в процессе исполнения бюджета формируется, потому что они довольно часто не совпадают. В частности, сейчас у нас бюджет исполняется радикально лучше, то есть с меньшим дефицитом, чем это было, когда он формировался. Просто потому, что тогда конъюнктура была хуже, чем сейчас. Насколько бюджет социален — это риторика. Нет официального критерия „социальности“, да и социальность нашего бюджета, если честно, так себе. У нас довольно высока закрытая часть бюджета, а также военные расходы. Социальные расходы у нас относительно умеренные. Единственная часть российского бюджета, которая сопоставима с показателем в развитых странах, — это трансферты Пенсионному фонду», — сказал он.

По словам эксперта, интересно и то, что пока непонятно, как на российский бюджет будет влиять мировая конъюнктура.

«Что касается мировой конъюнктуры, то ответственно ответить сейчас на этот вопрос достаточно сложно. В настоящий во многих странах растет заболеваемость коронавирусом, соответственно, весьма вероятно, что в ближайшее время будут приняты решения, как минимум, по локальным локдаунам. То, какими они будут, сильно повлияет на многие другие параметры мировой экономики. Понятно, что, когда такое происходит, устойчивость такого прогноза резко падает. Отдельная интрига — будут ли эти ограничения жесткие или мягкие. Сейчас идеально плохая обстановка для ответственных прогнозов», — заметил Хестанов.

По словам ведущего эксперта Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Иосифа Дискина, главная беда проекта бюджета — его инерционность.

«Он плохо отражает новые возможности и реальные изменения. Например, в нем продолжает быть совершенно инерционная оценка перспектив цен на нефть ($45,3 за баррель). Они сильно занижены. Достаточно сопоставить этот прогноз с данными Международного энергетического агентства, уже видно, что разница огромная. Соответственно, реализуется бюджетное правило, закладываются заниженные цены и бюджет недополучает достаточно большие возможности получения доходов. Доходы, конечно, будут, но они отправятся в ФНБ. Да, президент высказался, что есть резон повысить планку ФНБ, после которой можно использовать инвестиции до 10% ВВП, но это тоже недоиспользуется», — подчеркнул Дискин.

Он также обратил внимание, что при подготовке бюджета нет анализа трех важнейших компонентов.

«Много говорится про переход к инновационной экономике, но нет оценок реального уровня вклада инноваций в экономический рост. При этом есть оценки, при которых становится ясно, что между затратами на науку, ОКР, образование и темпами экономического роста нет значимой корреляции. Мы говорим о том, что выделяется недостаточно денег на науку, только наука отдачу не дает на темпы экономического роста. Нет серьезного анализа, почему так происходит. Второе — нет оценки уровня влияния государственного управления на темпы экономического роста. Нет оценки бюджетных расходов и их конечных результатов. Есть показатели бюджета про затраты, но нет оценок того, какие результаты мы получим», — указал Дискин.

По мнению эксперта, в этой связи не используются большие возможности бюджетной политики.

«Крайне важно их использовать для решения крупных социальных проблем. Много сделано в бюджете, и это правильно, по ликвидации аварийного жилья, много используется средств на поддержку социально-незащищенных граждан, но мы много говорим о социальной мобильности. Поправки в Конституцию подкрепили тезис социального государства, но важнейшим принципом такого государства является то, что бедность родителей не должна быть барьером для социальной мобильности детей. Здесь в бюджете должна быть предусмотрена целая программа поддержки малообеспеченных семей в плане предоставления больших возможностей их детям. Принцип очень простой: бедность родителей — не барьер для социального развития детей. Это означает, что нужно компенсировать основную часть затрат родителей на различные секции и систему дополнительного образования, а оно везде у нас практически платное. Это вклад в наш будущий рост и развитие», — заметил он.

Между тем заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова добавила, что в ближайшие два года основной целью правительства будет поддержание в стране макроэкономической и социальной стабильности.

«Это, безусловно, благая цель, но о прорывном развитии экономики, прорывах в сферах фундаментальной науки, образования, технологий речи пока не идёт. Модель экономики России останется прежней — „бюджетное правило“ будет позволять финансировать социальные расходы и аккумулировать нефтегазовые сверхдоходы в ФНБ, бюджет по-прежнему будет наполняться за счёт налогов, экспорта углеводородов и отчасти за счёт заимствований, но о том, готова ли Россия, например, к массовому отказу мировой экономики от углеводородов и к быстрому переходу на возобновляемую энергетику, из проекта бюджета на ближайшие годы пока не ясно», — сказала она.

Тем временем ведущий научный сотрудник института «Центра развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский обратил внимание, что в новом бюджете значительно планируется сократить «пандемийные расходы».

«Планируемое сокращение расходов федерального бюджета в следующем году, помимо возврата к бюджетным правилам, можно объяснить высоким уровнем расходов в 2020-2021 годах. В это время правительству приходилось сглаживать негативные последствия пандемии, проводить экстренную поддержку системы здравоохранения и населения, некоторых секторов экономики, принимать чрезвычайные меры. В этом году, как известно, была осуществлена единовременная денежная выплата пенсионерам и другим группам населения. В проекте бюджета предполагается, что такие расходы в следующем году сократятся» — заявил эксперт.

Он добавил, что при этом для российского бюджета существуют ряд рисков.

«При всем этом позитиве следует признать, что исполнение трехлетнего бюджета все-таки сопряжено с определенными рисками. Прежде всего, это замедление темпов экономического роста, существование инфляционных рисков, с которыми в последнее время столкнулся весь мир, а также риск снижения цен на нефть. Не следует забывать и о существовании известных санкционных рисков», — сообщил он.
Цифра дняЦифра дня 70 процентов составит увеличение оборонного бюджета РФ в 2024 году 30 июня 2023 Новости  Дефицит военного бюджета США: проект Палаты представителей на 2024 год сокращает расходы Комитет по делам Вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США принял собственную версию военного бюджета на следующий финансовый год. Проект сокращает расходы на оборону на общую сумму $4 млрд на те закупки, которые уже недофинансированы, отмечает старший научный сотрудник американского аналитического центра American Enterprise Institution (Американский институт предпринимательства, AEI) Элейн МакКаскер.  9 декабря 2022 Новости  Проблемы оборонного бюджета США: оценки экспертов В тексте американского закона об оборонном бюджете есть ряд недостатков, считает старший научный сотрудник американского аналитического центра The Heritage Foundation Майя Кларк. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".