Статья
845 28 октября 2011 10:49

Новые вызовы

В последнее время в свете соцопросов, так и на бытовом уровне все более заметной становилась моральная усталость населения и части элиты от «старых» лиц в политике, что лишь опосредованно кореллирует с результатами их деятельности. Приход на президентский пост Дмитрия Медведева позволил несколько нивелировать этот процесс, однако по мере того, как игроки осознавали, что глава государства имеет ограниченную свободу маневра в рамках «тандема», уровень критицизма вновь начал нарастать. Свое внешнее проявление это нашло в растущей «фронде» среди представителей творческого цеха, которые в силу своей профессии чувствуют изменения в «коллективном бессознательном» населения и вербализуют их раньше «масс», чем во многом и объясняется их успешность. Например, еще на заре перестройки члены Союза кинематографистов СССР, почувствовав изменения в общественных настроениях, забаллотировали продвигавшуюся властью на пост главы этой организации кандидатуру. При этом до выхода протестных настроений в открытую фазу и начала политической реформы в конце 1980-х гг. оставалось еще несколько лет, и советская политическая система казалась незыблемой.

Объявленное «тандемом» решение о возвращении Путина на президентский пост дало новый толчок волне критического настроя к власти, что также нашло моментальное отражение в публичных настроениях представителей творческого цеха. В частности, известный своим относительно лояльным по отношению к власти и особенно Медведеву отношением музыкант Андрей Макаревич (ему даже пришлось оправдываться за это перед аудиторией интернета) выступил с фрондерских позиций, поскольку его песня «К нам в Холуево приезжает Путин» стала хитом в Сети. Правда, скорее это стало неожиданностью для музыканта, так как песня была написана гораздо раньше и была посвящена критике не Путина, а подхалимажу местных властей, но со стороны это выглядело как элемент антивластной кампании. Другой пример более показателен. Автор известного пропутинского хита «Хочу такого, как Путин», ставшего одним из символов «нулевых», Елин, выступил с совершенно противоположных позиций. Это свидетельствует о том, что поэт-пропагандист, в силу тонкого чувства конъюнктуры вписавшийся в нынешние политические расклады, опасается быть вытесненным на периферию и загодя готовит себе амплуа художника-«оппозиционера».

Власть столкнулась с еще одной фундаментальной проблемой, которая демонстрирует, что бывший в «нулевые» пропагандистский арсенал работает все менее эффективно. В предыдущее десятилетие серьезным инструментом власти для управления политическим процессом стало медиа-манипулирование. В соответствии с этим часто реальное действие подменялось информационной кампанией, чтобы власть контролировала повестку дня и не позволяла ее заполнять альтернативным центрам влияния. Во время президентства Путина такой подход был достаточно эффективен, так как большинство населения было увлечено бумом потребления и мало обращало внимания на политику, а немногочисленные политически активные граждане либо попадались на подобные информационные «разводки», либо вытеснялись на периферию из-за превосходства их в ресурсах провластных пропагандистов.

Во время президентства Медведева такой подход стал менее эффективным и все больше подвергался эрозии, так как граждане со скепсисом воспринимали попытки заменить реальное виртуальным. Наиболее показательным здесь является реформа МВД, которая де-факто свелась к переименованию милиции в полицию. После этого широкую популярность в интернете приобрел клип, содержащий припев «называй как хочешь ты – те же самые менты».

Павел САЛИН, Центр политической конъюнктуры

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".