Статья
2059 20 мая 2022 15:31

Обучение и работа в эпоху цифровых технологий: риски и возможности

Быстрое распространение новых технологий во всех секторах способствовало появлению альтернативных моделей образования. Появился широкий спектр государственных, частных и некоммерческих инициатив и платформ для удовлетворения текущего спроса на обучение. В течение следующих пяти лет 50% всех сотрудников будут нуждаться в переквалификации, пишут эксперты The Brookings Institution Аннелис Гогер, Эмилиана Вегас, Эллисон Парко.

Ключевые тенденции в области образования и навыков

Хотя первоначально влияние технологий на образование и рынки труда в основном было сосредоточено на переносе существующих учебных программ в интернет, последняя волна образовательных инноваций представляет собой более фундаментальный сдвиг, которые некоторые наблюдатели называют «Образованием 3.0». На сегодняшний день люди уже используют сертификаты, полученные после прохождения курсов, чтобы выделиться на рынке труда. 

Преимущества курсов 

Они могут способствовать карьерному росту или смене деятельности, позволить учащимся приобрести более широкий спектр навыков и опыта, учитываемых при признании диплома, или создавать широкий доступ к специализированным профессиональным сетям. Благодаря более гибким механизмам обучения сотрудники могут поддерживать свои навыки в актуальном состоянии или повышать квалификацию внутри организации, не покидая своей работы. 

Кроме того, после прохождения курсов проще аккумулировать информацию в резюме, где вы можете точно показать, что умете в то время, как образовательный раздел может сообщать менеджеру по найму только общее представление о знаниях.

Университеты остаются негибкими структурами

Учебные заведения в большинстве стран, как правило, медленно реагируют на изменения спроса на определенные навыки. Жесткие структуры курсов, многочасовые процессы аккредитации, растущие затраты и необходимость того, чтобы учащиеся посвящали интенсивные усилия курсовой работе в течение длительного периода, — все это делает процесс получения образования более сложным. 

Новые технологии предлагают более широкий спектр возможностей обучения 

Образовательные платформы делают дают возможность обучаться удаленно и в более гибком темпе, чем обычный академический график. Например, то, что раньше было семестровым курсом, можно разбить на модули, которые учащиеся могут завершить в свои собственные сроки. 

Учащиеся могут найти варианты, соответствующие их потребностям 

Дорогостоящее обучение, высокая стоимость жизни, проблемы с транспортом, доступность курсов — это лишь некоторые из барьеров, которые часто мешают получению ученой степени. Цифровые платформы предлагают большую гибкость в предоставлении и структуре программы. С другой стороны, до сих пор неясно, в какой степени подобные курсы влияют на заработок или карьерный рост того, кто прошел обучение, по сравнению с традиционным академическим образованием.

Многие учебные заведения уже начали адаптироваться к спросу

Они предлагают онлайн- и гибридные варианты обучения для охвата более широкого круга учащихся. Например, все больше университетов внедрили краткосрочные курсы, а также более широкий спектр вариантов для работающих граждан. Это позволяет соответствовать образу жизни работающего учащегося, который уже не обязан быть студентом дневного отделения, и удовлетворить спрос работодателя на прикладные навыки. 

Рост числа фрилансеров 

Технологии позволили работодателям реорганизовать рабочие процессы за счет аутсорсинга большего количества задач. Самая большая доля онлайн-профессий (45%) — приходится на разработку программного обеспечения и технологии, за которыми следуют мультимедийные работы, перевод и написание текстов и продажи. Для веб-платформ работа по разработке программного обеспечения увеличилась с 39 до 45% в период с 2018 по 2020 год, при этом наибольшее предложение рабочей силы приходится на Индию, Бангладеш, Пакистан, Филиппины и Украину.

Рынок труда сейчас переживает усиленную эпоху перемен

Работодатели автоматизируют определенные функции и дополняют труд своих сотрудников искусственным интеллектом или внештатным трудом. В то же время удаленная работа и обучение стали более нормализованными, поскольку рабочие, студенты и учителя также более привыкли к этому во время COVID-19. Тем не менее локдаун продемонстрировал острую необходимость лучше понять, как сделать дистанционное обучение более эффективным, и какие педагогические методы помогают добиваться лучших результатов обучения.

В течение следующих пяти лет 50% всех сотрудников будут нуждаться в переквалификации

Поскольку количество навыков, необходимых для одной работы, ежегодно увеличивается на 10%, формирующаяся культура труда делает акцент на рабочих местах с более удаленной или гибридной работой, большим количеством цифровых навыков и управленческих функций. 

Инновации в сфере образования могут увеличить цифровое неравенство 

С 2016 года к интернету присоединился миллиард новых пользователей, однако 3,7 миллиарда человек не имеют доступа к сети, устройствам или у них нет навыков цифровой грамотности. Многие люди не имеют доступа к информационным и коммуникационным технологиям даже в богатых странах. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что пандемия усугубила неравенство, которое уже существовало в системах образования: 191 страна пострадала от закрытия школ и 1,5 миллиарда учащихся перешли на платформы онлайн-обучения.

В странах с высоким уровнем дохода доступ к интернету в два раза выше (70–98% населения), по сравнению со странами с низким и средним уровнем дохода, где в среднем этот показатель составляет 40–42%. Эта резкая разница обычно проявляется, когда человек может пользоваться смартфоном, но не владеет компьютером с высокоскоростным доступом к интернету. 

Влияние цифровых инноваций на трудоустройство остается неясным

Более 60% лиц с высшим или среднем образованием прошли дополнительные курсы в течение последнего года. Только 30% взрослых, у которых не было никакого образования, поступили точно также. Несмотря на обещания о том, что цифровые платформы могут увеличить уровень образованности, на практике первые данные свидетельствуют о том, что они чаще предоставляют дополнительные возможности для обучения более высокообразованным работникам.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".