Статья
820 20 мая 2011 1:44

ОНФ и губернаторы

Важнейшая информационная кампания минувшей недели в сфере региональной политики была связана с созданием Общероссийского народного фронта и подготовкой к декабрьским избирательным кампаниям.

Инициатива Владимира Путина быстро нашла отклик у целевой аудитории в виде общественных организаций, которых, в первую очередь, и планируется привлечь для «выработки и реализации долгосрочной программы развития нашего общества» (так определяется цель создания широкой коалиции в опубликованном проекте декларации ОНФ). Участие широкого ряда неполитических организаций в процессе обсуждения ключевых проблем политической повестки дня может принести весомые «дивиденды», прежде всего, «Единой России», которая стремится обновить имидж и приблизить образ «партии власти» к «народу». Роль глав регионов в ходе решения электоральных задач «Единой России», напротив, будет снижаться: тенденция к уменьшению влияния административного ресурса и повышению конкурентности избирательного процесса на уровне субъектов федерации и местного самоуправления, вероятно, получит продолжение. Одновременно весьма положительным фактором может стать снижение влияния противоречий между сложившимися в регионах группами интересов на избирательные кампании «единороссов». Можно ожидать и роста конкуренции в ходе внутрипартийного отбора кандидатов в предвыборные списки. Тем более, что часть из них, вероятно, будет выдвигаться «общественниками». Этот вектор развития партии объективно востребован: в противном случае, «Единая Россия» рискует снижением эффективности из-за сбоев внутренней «вертикали» и конфликтов элит на местах и, в конечном итоге, снижением уровня поддержки со стороны населения.

Неудивительно, что руководство субъектов федерации пока воспринимает идею создания ОНФ осторожно. Снижение «веса» их административного ресурса в ходе подготовки к выборам потенциально сокращает и лоббистские ресурсы в ходе взаимодействия с Центром (получение преференций в обмен на системный ход голосования еще с 1990-х гг. выступало важной его составляющей), и возможности представителей региональных элит для реализации собственных политических интересов (эта цель зачастую являлась превалирующей в ходе работы губернаторов с местными отделениями «Единой России»). Тем не менее, на данном этапе проверенные временем технологии продвижения в органы власти (федеральные и региональные) лояльных главам субъектов лиц остаются востребованными. Важнейшую роль по-прежнему играют неформальные договоренности с представителями крупного бизнеса. Губернаторы стремятся расширить корпус «дружественных» депутатов в заксобраниях разных уровней, используя ротацию кадров как способ усиления своих позиций и один из механизмов контроля за политической ситуацией на региональном уровне.

Оксана Гончаренко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".