Статья
2286 29 февраля 2016 17:19

Они убили Лео

У мемов своя жизнь. Как правило, короткая. Мало какой мем живет долго.

Грампи Кэт? Гарлем Шейк? «Укусил за бочок»? Знаменитый «Карл», КАРЛ! Кто сегодня в здравом уме и всерьез «мемасит» это мемы?

В какой-то момент пользователь Сети просыпается, грустно смотрит в окно, потом еще более грустно – в монитор и говорит себе: этот мем больше не работает, он умер. Вероятно, когда вы видели, как «сетевые пенсионеры» с залихватской удалью постили запутавшегося Траволту или добавляли то самое неуместное «Карл!», вы ловили себя на мысли: «Боже мой, что за позор!» И стыдились за коллег, друзей, родных.

Мемы умирают внезапно. Но всегда ясно, что они умерли. Однако важно то, что они умирают своей смертью, естественно. Просто становятся постыдными и всё.

Вместе с тем сегодня мы наблюдали редкое явление в природе – неестественную смерть мема. Не обычную, а насильственную. Мем «Леонардо Ди Каприо и «Оскар» был убит, безжалостно уничтожен американскими киноакадемиками.

Мы часто страстно хотим чего-то, а потом, когда это всё же получаем, то ощущаем определенное опустошение. Зачем это было надо? И вроде после «Оскара» в ленте у всех был этот Ди Каприо, и вроде по старинке люди старались несмешно шутить. Но все равно создавалось ощущение упадка. Будто на больших похоронах родственники и друзья погибшего стараются делать вид, что все нормально, ничего не случилось, как-то держатся, пытаются неловко бодриться. Но все одно – похороны.

Не то, что Ди Каприо вытеснили другие, более обсуждаемые новости – общественность ждала этих новостей, хотела отвлечься, ждала, когда про Ди Каприо можно не говорить.

Так величайший триумф оказался сокрушительным фиаско. Все ожидали катарсис (который, возможно, и был, но все-таки мимолетный), а получили – фрустрацию.

Ди Каприо, конечно, не единственный, кто «выиграл». Получил свою первую награду и пенсионер Энио Морриконе. И это тоже не очень приятно – будто кинули подачку заслуженному ветерану кинематографического труда. Единственное, что приятно – Морриконе получил свой приз за музыку, написанную к восьмому фильму Квентина Тарантино – «Омерзительная восьмерка». Символическим образом Тарантино является наследником именно того кинематографа и той эпохи, когда Морриконе был в зените славы. Это не совсем «Оскар» за заслуги, но «Оскар», который воздает должное. «Оскар» за заслуги – это когда академики вдруг решают вручить награду за вклад в киноискусство, как в свое время было с Роджером Корманом – которому, кстати, статуэтку вручал лично Тарантино. То есть премировали одновременно и Морриконе, и Тарантино, и в целом отметили наследие грайндхауса.

А вот другое наследие грайндхауса «наградили» с особым цинизмом – «Безумный Макс: дорога ярости» получил много статуэток, но ни одной главной. Впрочем, поклонникам нестандартного голливудского кино остается радоваться и тому, что есть. Скоро очень взрослые академики, заставшие еще Старый Голливуд и предпочитающие унылые или технически крепкие, но сделанные без души драмы, уступят свои посты пятидесятилетним молодым людям, которые тогда-то и отыграются. Тогда, возможно, в номинациях будут возникать такие картины, как «Безумный Макс».

Собственно говоря, режиссер «Безумного Макса» Джордж Миллер, давно обосновавшийся в Голливуде и делавший пресные мейнстримные фильмы, тряхнул стариной и показал ровесникам в киноакадемии, как и какое надо снимать кино. Очевидно, им оно не особо пришлось по душе. Как не пришлось по душе накануне «Оскара» объявление номинантов.

Все, конечно, помнят очередной расовый скандал вокруг «Оскара»? Однако во имя справедливости просто напомню: в 2014 году как лучшую картину «Оскаром» отметили «12 лет рабства», и ведущая церемонии даже шутила, что если фильм не получит награду, то «мы все расисты». И, кстати, за этот же фильм чернокожая актриса Лупита Нионго получила награду в номинации «лучшая женская роль второго плана». Все это помнят, но в контексте скандала об этом говорить было неприлично. Было бы только хуже. И к слову. В том же 2014 году главный приз Сандэнса получил фильм «Станция Фрутвейл» – снова про сложности расовых отношений в США…

Так что при всем приятных новостях относительно «Оскара» радоваться нечему. Одна печаль. Вернемся же к Леонардо Ди Каприо.

Между прочим, его гонка за «Оскаром» и внимание общественности к этой проблеме напоминает сюжет современной картины «Оно следует за тобой» – про то, как подросток для того, чтобы избавиться от преследующих его призраков, должен был передать их кому-то другому.

Так вот, помните, как в 2000-х издевались над Мартином Скорсезе? Скорсезе, мечтавший получить свою статуэтку и поэтому регулярно снимавший Ди Каприо, передал «оскаровское проклятие» своему любимому актеру. Тот точно так же долго мучился и вот, возможно, передал проклятие Тому Харди.

Если возвращаться к теме мемов, можно сказать, что в каком-то смысле есть у нас и хорошие новости. У Тома Харди пока нет «Оскара». Один раз его уже «прокатили». Можно делать мемасы, травить человека. Том Харди сегодня – это Леонардо Ди Каприо вчера. По крайней мере, интернету есть, чем жить.

Александр Павлов специально для «Актуальных комментариев»


____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".