Статья
5974 9 декабря 2009 0:01

ОРКиСЭ

Утверждена структура учебного курса для школьников «Основы религиозных культур и светской этики», который будет преподаваться в порядке эксперимента в 19 субъектах страны с 2010 по 2011 годы, сообщают со ссылкой на «Интерфакс» «АК».

Издание цитирует главу Минобрнауки Андрея Фурсенко: «Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики».

В сообщении пресс-службы министерства сообщается, что структура учебного курса была утверждена 7 декабря на заседании Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий в рамках эксперимента по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики».

По словам министра, задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании.

«Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур», — подчеркнул он.

Курс состоит из четырёх блоков. Причём блоки 1 и 4, посвящённые патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия, будут проводиться для всего класса, сообщила в свою очередь координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса, заведующая кафедрой философии религии СПбГУ Марианна Шахнович.

Структура курса была разработана с участием учёных Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации работников образования, представителей религиозных конфессий.

С января 2010 года в соответствии с данной структурой учебного курса во всех регионах-участниках эксперимента будет проведена переподготовка учителей, участвующих в апробации проекта, отмечается в пресс-релизе министерства.

Преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» в 4-й четверти IV класса и 1-й четверти V класса. Учебный курс включает шесть вариантов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из них изучается школьником с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

«При получении положительных результатов апробации комплексного учебного курса, начиная с 2012 года, преподавание комплексного учебного курса может осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации», — говорится в пресс-релизе.

Эксперимент будет проводиться с учетом соблюдения конституционных принципов светского характера Российского государства и содействия межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах.

Напомним, что эксперимент — следствие длительной дискуссии об основах религиозного воспитания в неспециализированных школах. В ходе этой дискуссии ставился вопрос о том, насколько вообще необходим такой предмет в учебных заведениях и существует ли возможность ввести в качестве такого предмета основы ОПК. В итоге был найден компромиссный вариант.

Комментарии экспертов

То, что курс называется «Основы религиозных культур и светской этики» — это очень хорошо и я это только приветствую. Как и то, что, насколько я понимаю, компонент по выбору будет варьироваться — исламский, православный, буддийский и другие.

Однако, возникает ряд вопросов: что делать если в классе дети разделяться по всем шести предполагаемым компонентам? Как будут строить учебную программу? Будет ли преподаватель владеть всеми компонентами в равной мере? Не будет ли преподаватель-православный неверно рассказывать о буддизме, а преподаватель-мусульманин, например, об иудаизме? И это очень сложный и важный вопрос. Если он не будет решен или будет решен неправильно, то это чревато в лучшем случае жалобами родителей, а в худшем...

В моем же случае этот курс меня вряд ли затронет, потому что я приложу все усилия, чтобы мои дети учились на дому. Ходить в школе с раннего утра и до вечера с тяжелейшим рюкзаком и тратить на изучение тех или иных предметов больше времени, чем при изучении дома, я считаю нерациональным. Пусть лучше дети в сэкономленное время сходят в бассейн, на теннисный корт или в музыкальную школу.

А потому, они дома прекрасно изучат и православную культуру, и исламскую культуру, и культуру индейцев майя - ровно в том объёме, в котором им это понадобится в их взрослой жизни. Так будет надежнее и мне как родителю спокойнее. А то у нас в министерстве мало ли что придумают...

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".