Статья
1485 15 сентября 2016 11:50

От Киева требуют ускорения

Берлин и Париж настаивают на том, чтобы Киев выполнил политические пункты Минских соглашений. Президенту Порошенко придется обеспечить принятие закона о выборах, закона об амнистии и завершить конституционную реформу с предоставлением Донбассу особого статуса. Таковы главные итоги состоявшегося в среду визита глав МИД Германии и Франции в украинскую столицу.

Эйро и Штайнмайер обозначили последовательность шагов, которые предстоит предпринять сторонам для выполнения Минских соглашений. Пошаговая стратегия реализации Минска-2 была согласована еще на встрече «нормандской четверки» в Париже 2 октября 2015 года. Тогда лидеры России, Германии, Франции и Украины договорились о проведении мирного урегулирования в четыре шага, когда за каждым шагом в сфере безопасности следовал шаг в политической сфере. В Киеве немецкий и французский министры иностранных дел предложили другую, более ускоренную и одновременно более комплексную схему, описывающую порядок действий вплоть до завершающего этапа урегулирования – передачи Киеву контроля над своим участком российско-украинской границы.

Следует пояснить, что эта схема – не догма, а пока лишь собственная инициатива Меркель и Олланда. Она должна быть одобрена «нормандской четверкой» на очередном саммите, на который еще следует получить согласие со стороны Москвы, а также представителями ДНР-ЛНР на встрече Контактной группы. А следовательно, даже если она будет принята в качестве базовой, корректировки и уточнения в ней практически неизбежны. Не исключены и попытки украинской стороны вновь перетолковать договоренности в свою пользу, что может вновь затормозить мирный процесс.

С целью ускорения мирного процесса вместо четырех шагов Париж и Берлин предлагают три. При этом решение вопросов в сфере безопасности должно идти параллельно с политическим урегулированием. На первом этапе стороны должны подписать соглашение об отводе войск вдоль линии соприкосновения и запустить этот процесс в трех пилотных зонах.

Одновременно в Контактной группе Киеву и ДНР-ЛНР следует согласовать закон о выборах. На втором этапе Верховная Рада принимает закон о выборах и предоставляет Донбассу особый статус. Параллельно будет происходить процесс расширения пилотных зон и отвод тяжелых вооружений. На третьем этапе Верховная Рада назначает дату проведения выборов, принимает закон об амнистии и ставит точку в конституционной реформе. Завершается разведение войск вдоль всей линии соприкосновения, вывод тяжелых вооружений и обеспечивается «полный доступ к границе».

Желаемые сроки завершения каждого из этапов и всего мирного процесса пока не представлены, как и важные технические детали действий сторон на всех трех этапах. Будут ли Берлин и Париж, например, настаивать на выполнении всех шагов до конца года или определят сроки их завершения в 2017 году и какова желательная дата проведения выборов в «отдельных районах».

Как сказал глава МИД Франции относительно законов о выборах и об особом статусе, «нужно, чтобы Рада занялась этими законопроектами в должное время и чтобы они были приняты в самое оптимальное время лучшим образом». Эти вопросы опять-таки предстоит решить лидерам четверки и обсудить в рамках Контактной группы с представителями ДНР-ЛНР. Вместе с тем, пока ясно одно – после месяцев тупика Минск-2 получает новый импульс со стороны европейских гарантов мирного процесса, который Киеву придется подкреплять конкретными действиями в политической сфере. 

Ключевым пунктом, переходным между первым и вторым этапами, является закон о выборах. У Киева с одной стороны и у Луганска и Донецка с другой есть свои представления о том, каков должен быть закон. Сторонам неизбежно придется прийти к какой-то компромиссной версии, чтобы выйти из политического тупика. Однако следует иметь в виду, что Комплекс мер по выполнению Минских соглашений говорит вполне четко: модальности выборов должны быть согласованы Украиной с представителями республик в рамках Контактной группы до того, как закон будет внесен на рассмотрение Верховной Рады.

Эти договоренности были подтверждены в Париже в ноябре 2015 года, будут они подтверждены и сейчас. Любая попытка украинской стороны действовать в одностороннем порядке – принять закон без обсуждения в Контактной группе и учета позиции ДНР-ЛНР - будет интерпретирована как нарушение Минских соглашений. Такова буква Минска-2. Идеальным решением для Киева и Донбасса, чтобы исключить разногласия и разночтения, было бы согласование в группе самого закона, не ограничиваясь ключевыми параметрами. На этом решении, чтобы процесс урегулирования вновь не застрял между первым и вторым этапом, следует настаивать как Москве, так Берлину и Парижу на будущей встрече «четверки».

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции  

23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".