Статья
970 24 сентября 2009 0:03

Отечество карикатуры и пародии

Сборник эссе, дневников, писем, афоризмов, памфлетов, биографий лучших английских писателей-сатириков XVIII века.
Комментарии экспертов

Название антологии английской сатиры отсылает нас к цитате из Пушкина, о том что «Англия — отечество карикатуры и пародии». Пушкина за его эпиграммы то же можно было бы назвать знатным сатириком, но всё-таки как человек интегрированный в чиновную среду мало (контакты с Бенкендорфом не в счёт), Пушкин уделял оттачиванию на государстве своего чувства юмора не слишком много времени. Возможно, именно поэтому отношение к нему соответствующее. Если говорить об отличиях между Англией и Россией, то по линии сатиры и политического юморка проходит самая глубокая межевая борозда.

Очень удобно и тут ловить за хвост чёрта демократии. Например, можно сказать, что в демократической Англии — сатира это признак развитости общества и что вот если у тебя есть возможность нарисовать карикатуру на премьер-министра, то это свидетельствует о развитости общественных институтов необычайной. Как сюда вписывается Гоголь и Салтыков-Щедрин (самый депрессивный русский писатель XIX века по версии Бориса Куприянова) остаётся не до конца ясным.

Между тем, разница между публичной сатирой над властью в Англии и России всё-таки есть. И в первую очередь это разница в желаемом эффекте, что, да, как это ни странно, следствие различий в государственном устройстве. Ярче всего это заметно в сатире на внутреннюю политику самих государств. Британец использует свой политический юмор как инструмент политического влияния. В ситуации, когда карикатура на твоего оппонента может по аналогии с сегодняшним днём иметь хоть сколько-нибудь заметные политические последствия — в инструмент сатира превращается автоматически, поскольку специфика политического процесса такова, что чтоб там не говорили, выбор инструментов у политической борьбы всегда значительно ограничен. При этом очевидно, что у такой сатиры есть и цель и адресат. Важно, что данная рамка задаёт и формат и границы сатиры, поэтому практически никогда не подавляется.

Подход к сатире в России принципиально иной. Обычно, если уж сатирик у нас и обращается к кому-то своего рода «открытым письмом», то делает он это от безысходности и плачевности положения на его взгляд совсем уж запредельной. Потому и призывы (а призывы в таком случае есть всегда) обычно жёстче и бессистемнее, и подавляются они цензурно обычно жёстче. Тут и вылезает на свет божий тот самый вопрос «недемократичности».

«Отечество карикатуры и пародии», М.: НЛО, 2009, — 776 с.

Книга любезно предоставлена магазином «Фаланстер».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".