Статья
1834 22 ноября 2010 14:31

Первый, прием!

Президент России Дмитрий Медведев рассчитывает, что приемные президента, официально открытые во всех 83-х субъектах Федерации, будут работать эффективно и результативно.

«Я хотел бы обратиться ко всем, кто будет работать в приемных, и пожелать вам внимания и чуткости», - сказал глава государства, обращаясь из своей приемной в Москве в режиме видеоконференции к сотрудникам всех приемных президента в стране.

Дмитрий Медведев отметил, что «у нас страна, где много разных проблем, поэтому люди будут к вам приходить, информация будет собираться, обрабатываться». «Какие-то вопросы вы будете сами решать, какие-то вопросы потребуют решения из федерального центра», - сказал он, добавив, что такой канал связи очень важен.

«Надеюсь, что он будет эффективным, результативным, и любое обращение к президенту получит соответствующее развитие, и в результате необходимой работы просьбы граждан будут исполнены», - заявил президент.

«К этому нужно стремиться», - добавил Дмитрий Медведев.

При этом, президент РФ считает необходимым ввести административную ответственность должностных лиц за нарушение сроков рассмотрения поступающих от людей предложений и жалоб.

«Многие люди жалуются на начальство, на формальный подход к их жалобам, письмам. Руководители регионов и муниципалитетов должны взять такие обращения на особый контроль. И вообще, пора сделать так, чтобы эти обращения влекли не только прямую реакцию чиновников, но и в случае отказа отвечать или затягивать решение вопросов, может быть, сопровождались дисциплинарной и административной ответственностью», - сказал президент РФ в ходе личного приема граждан, проходившего в режиме видеоконференции.

Необходимо внимательно относиться к срокам рассмотрения обращений и к их содержанию, подчеркнул Медведев.

Президент также отметил недопустимость формальных отписок со стороны чиновников по обращениям граждан. «Даже если ту или иную проблему одномоментно решить невозможно, нужно объяснить людям, почему это сегодня нельзя сделать, а не просто отмахиваться», - сказал глава государства.

Он назвал соблюдение сроков рассмотрения жалоб граждан крайне важной вещью, назвав это вопросом административной культуры. «Нужно обязательно отвечать в срок и по содержанию», - сказал он.

Дмитрий Медведев отметил, что существенное изменение подходов к работе с обращениями, создание единой системы приемных президента России «предполагает повышенную ответственность тех, кто этим занимается». «Важно и то, чтобы люди, которые обращаются с соответствующими просьбами, могли следить за результатами рассмотрения этих обращений. Такая возможность должна быть предоставлена через электронные СМИ и информационные технологии, включая официальный сайт президента в интернете, а также на первом этапе в значительной части субъектов Федераций появятся так называемые электронные приемные - в 48 субъектах РФ», - сказал глава государства.

Он также заявил о необходимости наладить электронный обмен информацией между приемными президента и создаваемыми в регионах центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.

Личное общение Дмитрия Медведева как главы государства с гражданами прошло уже в четвертый раз: дважды в 2009 году (в марте и июле) он вел прием в Москве, а в июле этого года - в Благовещенске, во время поездки по Дальнему Востоку.

Приемная главы государства открылась после ремонта 9 апреля 2009 года в здании администрации президента на Ильинке. В ней установили систему спутниковой видеоконференцсвязи, которая позволяет одновременно связываться с разными регионами РФ, вызывать представителей местных властей, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Согласно существующему порядку, два раза в год все высокопоставленные сотрудники администрации президента ведут личный прием граждан. Дмитрий Медведев также решил не реже двух раз в год лично общаться с авторами приходящих на его имя обращений.

По данным кремлевской администрации, на имя президента ежедневно поступает от 2,5 до 3 тысяч писем, телеграмм и интернет-обращений. Они посвящены вопросам промышленности, строительства, сельского хозяйства, других отраслей экономики и рынка труда. Во многих письмах говорится о проблемах жилищно-коммунальной сферы, о ситуации с социальной защитой граждан, о пенсионном обеспечении.

Значительную долю от общего объема почты составляют письма, посвященные деятельности правоохранительных органов.

Комментарии экспертов

Существует  устойчивое представление о том, что власть отделена от населения высоким забором и никакими способами коммуникации к ней не достучаться. Поэтому чем больше будет создаваться новых форм коммуникации, тем объективно лучше для страны – то есть это работает на повышение уровня доверия. Время покажет, какие формы коммуникации более эффективные, а какие менее – все, что не эффективно отомрет само собой.

Что касается административного барьера (из чиновников, которые будут заниматься запросами граждан), то здесь не особой проблемы. Вопрос в другом: сегодня  в сознании людей нет принципиальной разницы между федеральным депутатом, региональным или депутатом сельсовета. Для них это власть, которая отвечает в стране за все ,что есть хорошего и плохого, поэтому люди привыкли обращаться к любому лицу, принимающему решения по любому вопросу. И, следовательно, задача состоит в том, чтобы к кому бы ни пришло стартовое обращение, оно, в конечном счете, дошло бы до того, кто ответственен именно за этот участок работы и было бы исполнено.

Если открывается общественная приемная президента и сразу приходят 10 тысяч сообщений в стиле, что «вот у меня лампочка перегорела, ЖЭК не справляется, Дмитрий Анатолиевич – что делать?», то в здесь было бы неправильно, если мы не озаботимся о том, чтобы такие обращения идут к Дмитрию Анатолиевичу напрямую, минуя административный барьер.

Сегодняшняя интерактивная линия и тот факт что она, во многом, была освящена проблемам ЖКХ – это результат анализа потока обращения граждан и в общественную приемную президента, и в Интернет,  которые показывают, что эта проблема одна из наиболее важных, одна из самых волнующих людей и по ней наибольший объем запросов. Это дает возможность именно по ней уже поговорить предметно, в том числе в прямом режиме непосредственно с гражданами и с руководителями на местах.
 
Естественно, это необходимый механизм обратной связи между властью и обществом, плюс это довольно важная для массового сознания вещь – возможность обратиться непосредственно к высшим руководителям, возможность обратиться в Москву, пожаловаться, в том числе, на местные региональные власти, на бюрократию, на то, что обращения игнорируются на местном уровне. Это очень традиционная для нашей страны история – обращение к высшей власти.

Это еще и хороший контрольный механизм по деятельности местных властей. В том числе и поэтому  президент,  глава правительства и правящая партия этот механизм всячески поддерживает и развивает, поскольку это не только важный канал обратной связи, но это и возможность контроля над деятельностью властей.

Если наибольшее количество обращений идет по ЖКХ – то это дает возможность не только увидеть эту ситуацию, но и сделать выводы о том, что именно в этой сфере, может быть, существуют не только отдельные проблемы качества власти на местах, но и отдельные проблемы законодательного, нормативного плана.

В этом году, мы помним, была проблема с тарифами ЖКХ в начале года и, кстати говоря, именно обращения граждан в приемные «Единой России» и Владимира Путина и обращения у президенту – позволили среагировать на ситуацию,  принять соответствующие законодательные решения, которые несколько изменили полномочия местных властей в назначении и завышении тарифов.  

Интерактивный прием граждан президентом – это не только новый формат общения. Это символ открытости власти и готовности к диалогу, причем в обсуждении самых разных тем, в том числе сложных, непростых с точки зрения их дальнейшей реализации. Такая обратная связь позволяет не просто слышать друг друга, но и принимать оперативные решения, которые сегодня наиболее ожидаемы обществом. Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что это не дань моде. Это традиционный режим работы.

Партия «Единая Россия» активно использует интерактивный формат, наши депутаты, губернаторы, представители органов исполнительной власти широко представлены в социальных сетях. Традицию прямой обратной связи, как мы все помним, заложил наш лидер Владимир Путин, его прямые линии с народом пользуются огромной популярностью. Эта традиция продолжается и развивается.

Формат интерактивного общения с людьми Медведеву близок. Более того, как мне кажется, он органичен для президента и с практической точки зрения - как прямой диалог с гражданами в обход аппаратов помощников и советников, - и имиджево – Медведев давно воспринимается обществом как современный и продвинутый политик. Не говоря уже о том, что сегодняшнее общение – это элемент той самой прямой демократии, о которой как о неизбежности заявлял Медведев.

Сегодняшним «дистанционным» приемом граждан президент посылает еще один сигнал тем чиновникам, до которых до сих пор не дошло, как именно надо работать.

Сам факт существования региональных общественных приемных главы государства – это, как мне кажется, важный момент. То есть, с одной стороны, любой человек в любом регионе понимает, что он может обратиться непосредственно к первому лицу со своим вопросом. С другой, те, кому положено по должности решать эти вопросы: местные чиновники, главы городов, губернаторы понимают это же самое – нерешенная проблема обязательно «выплывет» и дойдет до самого верха. Поэтому лучше ее решить вовремя. Вполне себе метод повышения эффективности бюрократического механизма.

Медведев последователен, используя новые технологии для повышения оперативности решения проблем и контроля за эффективностью работы региональных властей, повышения их открытости. Реакции президента на обращения к нему через блоги мы уже наблюдали. Сегодняшнее мероприятие – это такой личный прием граждан, за которым он-лайн наблюдают миллионы людей. Крайне ответственный для любого политика формат. Думаю, что Медведев воспользуется этой возможностью, чтобы, отвечая на вопросы граждан, озвучить некоторые тезисы, которые лягут в основу его Послания Федеральному Собранию.

Обратная связь власти тем более ценна, когда президент может общаться непосредственно с людьми, а не с бумагами и не с представителями этих людей – депутатами. Это дает возможность получать информацию из первых рук, и не только фактическую, а еще и такую важную информацию, как настроения и самочувствие. Это очень ценный канал – непосредственное общение. Правда, по законам жанра, он ограничен - президент не может пообщаться со всеми гражданами непосредственно. Так что здесь всегда есть элемент выборочности и выбора. Всегда есть вероятность того, что президент общался не совсем с типичными гражданами – граждан фильтруют, подбирают и т.д. и т.п.  Но это те ограничения, которые всегда присутствуют в той или иной степени.

Можно вспомнить, что прямое общение в различных формах было введено предыдущим президентом – Владимиром Путиным и стало с того времени достаточно привычным, хотя и относительно молодым и не очень обычным политическим институтом. Прямые обращения граждан существовали и раньше, но в письменно виде.

А сейчас появилась возможность общаться с населением при помощи телемостов, либо через Интернет. Дмитрий Медведев отличается тем, что он использует дифференцированные каналы такого прямого общения – и телемосты, и видеоконференции. Я думаю, что мы можем уже говорить о появлении нового канала политической коммуникации между гражданами и президентом. Причем, ценность канала состоит в том, что он дифференцирован – один тип людей придет в общественную приемную, другой  - может общаться при помощи телемостов, наконец, третий тип людей (условно его можно назвать более продвинутым) выйдет на общение с президентом в Интернете. Эта новинка, которую ввел президент, позволяет общаться с наиболее продвинутой в технологическом смысле частью аудитории, а она отличается достаточно высокой независимостью и критичностью.

Видеоконференция – это немного другой жанр, более демократический и менее селективный. Общение в режиме видеоконференции дает больше возможностей получить представление об интересах, беспокойствах, тревогах и проблемах рядовых граждан.

Тот факт, что президент использует широкий спектр каналов прямой политической коммуникации с гражданами, дает возможность составить более дифференцированную картинку, более дифференцированное представление.

Известно, что к открытой форме общения президента с гражданами существует и несколько скептическо-ироническое отношение, что все, мол, это напоминает театральную постановку. Но здесь нужно отметить факт зрительного восприятия информации. Я убежден, что представлять себе политическую и социальную реальность в лицах важно не только для политологов и политических аналитиков, это также важно и для руководителей.
 

Президент страны показал личный пример открытости власти и того, как власть должна реагировать на темы, которые волнуют общество.

В ходе общения с главой государства люди ставили самые острые и непростые вопросы. Дмитрий Анатольевич на каждый ответил честно и открыто. Президент еще раз подтвердил, что для него самое главное в работе – это конкретный человек, решение его проблем.

Дмитрий Анатольевич очень внимательно слушал людей. Уже в ходе общения Президент дал конкретные поручения найти решение вопросов, с которыми к нему обращались. 

Лидер государства поставил задачу перед чиновниками отвечать на все обращения граждан в сроки и по содержанию. И это очень важно, потому что задача власти решать проблемы людей. Необходимо помнить, что за каждым обращением стоят реальные беды и проблемы, подчас не терпящие отлагательства.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".