Статья
883 10 апреля 2009 0:01

Пленарное заседание Госдумы

Состоялось пленарное заседание Госдумы. Во втором чтении принят законопроект, предусматривающий поэтапное снижение требований к минимальной численности партий, необходимой для их регистрации. Также в первом чтении принят законопроект о сокращении числа подписей, необходимых для регистрации федеральных списков кандидатов на выборах депутатов ГД РФ.

С докладом о ходе реализации Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" на "правительственном часе" выступил главный инспектор ГИБДД Виктор Кирьянов.

Комментарии экспертов

Снижение минимальной численности партий - одна из мер «пакета» Дмитрия Медведева. Само снижение не носит радикального характера. В принципе, непосредственно на облегчение процесса регистрации и создания новых партий эта норма практически не влияет, поскольку принципиальной разницы между 50 и 40 тысячами с точки зрения формирования новой партии, в общем-то, нет. Да и основные вопросы регистрации новых партий – это в конечном счёте не только вопрос подтверждения численности - это сама по себе достаточно трудоёмкая политическая процедура.

В общем, эту норму на сегодняшний день можно воспринимать в двух смыслах. Первый – как дополнительные гарантии существующим малым партиям, которых действительно осталось немного, но, тем не менее, они есть. В действительности, малые партии по численности традиционно балансируют немного выше планки, и для них вопрос потери даже считанных региональных отделений иногда может ставить эту проблему достаточно остро. То, что для малых партий этот барьер несколько отодвинут, в определённом смысле облегчает для них жизнь.

С другой стороны, это можно воспринимать и как определённый сигнал облегчения процедур создания новых партий. Но в любом случае для создания новых партий, и привлечения соответствующих инициатив более существенным сигналом стала бы регистрация какой-либо новой политической партии.

Сейчас, может быть, не совсем тот момент, когда процесс партстроительства может развиваться бурно. Мы знаем, что обычно партийные проекты начинают появляться навстречу федеральным выборам. Но исключать того, что в какой-то среднесрочной перспективе (в том числе, до конца этого – в начале следующего года) какие-то новые инициативы в области партийных проектов могут появиться, я думаю, нельзя. Тем более, что, кризис может влиять в том числе и на вызревание каких-то новых социальных и политических проектов.

Ещё раз говорю: с точки зрения регистрации новых партий, эта норма определённым сигналом, может быть, и является, но не столь существенным по сравнению с тем, как если бы мы увидели факт регистрации новой партии. За последнее время, если такие новые партии и формировались, то в результате слияния и поглощения действующих партийных структур, а не за счёт возникновения новых.

То, что нарушений на дороге и пьяных за рулём стало меньше – это объективный факт, о котором говорят многие, в том числе сами автомобилисты. Как бы ни критиковали повышение штрафов и ужесточение мер – это принесло результат. Извините за грубое выражение, жаба начала душить наш народ, и он стал более внимательным. В результате, видимо, политических пертурбаций 90-х годов, мы потеряли моральный стержень – поэтому в нынешних условиях уже нельзя рассчитывать на одну сознательность, на то, что призывами к порядочности и правильному поведению можно добиться значимого изменения ситуации к лучшему. Впрочем, мне кажется, чтобы и дальше бороться за приличное поведение на дорогах, необходимы не только запретительные меры, но и продолжение масштабных информационных кампаний, нужно сделать выводы по итогам пройденных этапов, возможно, что-то скорректировать.

И, конечно, ещё один важный вопрос, которым нужно заниматься не меньше, чем ужесточением правил дорожного движения – это качество самих госавтоинспекторов. Если мы требуем от граждан неукоснительного соблюдения правил на дорогах, то также мы вправе требовать, чтобы госавтоинспекторы, которые обеспечивают наше правовое поведение, сами находились строго в рамках правового поля. На всех мероприятиях, на которых я бывала, почти любой житейский пример коррупции сводится к автоинспекторам. Каждый выступающий говорит «вот, например, гаишники...». Понятно, что это вызвано тем, что с ГИБДД мы сталкиваемся каждый день, поэтому нам проще приводить этот пример. Но это объективная реальность.

Впрочем, я также считаю, что подтянуться надо не только автоинспекторам, но и нам самим. В даче взятки два участника: тот, кто даёт и тот, кто берёт. Давайте будем честными: да, иногда бывает, что у нас вымогают взятку, но чаще всё же взятку стремимся дать мы сами, после нарушения, чтобы избежать оплаты по квитанции.

Я на месте ГИБДД (кстати, такая тема обсуждалась, но почему-то «повисла») оптимизировала бы систему уплаты штрафов. Выписывание квитанции и процедура её оплаты по всем правилам занимает какое-то дикое количество времени. Допустим, Вы зазевались, отвлеклись и нарушили. Не злостно, не специально, не тяжело – но нарушили. Вас останавливает инспектор. Вы понимаете, что Вы – нарушитель. Вы говорите: «да, товарищ инспектор, бес попутал, я нарушил». Он Вам говорит – с Вас 150 рублей, например. И начинает оформлять квитанцию. И когда Вы себе представляете, что Вам надо отправляться в местное отделение ГИБДД, далёкое от Вас, с квитаницей об оплате, отстаивать очередь в банке, заполнять бланк с множеством цифр мелким почерком - Вы говорите «нет, товарищи, давайте я вам дам здесь».

Да, есть объективная коррупция, когда дающий взятку стремится «отмазаться» от нарушения. Но есть и такие ситуации, когда человеку, который с удовольствием не становился бы коррупционером, не хочется тратить своё драгоценное время на оформление бумаг, «беготню» и отстаивание очередей. Во всём мире процесс выплаты штрафов существенно упрощён и оптимизирован. Существуют специальные карты для уплаты такого рода штрафов, и пластиковые, и временные, которые можно купить и быстро расплатиться, существует (кстати, как в Португалии, например) прибавка к зарплате сотрудника автоинспекции за то, что он сдал квитанции, собранные с нарушителя, а не деньги, собранные в карман. Существует масса способов оптимизации этого процесса. И мне кажется, что помимо кампании по ужесточению наказаний за нарушения, нам следовало бы вместе с ГИБДД задуматься об оптимизации процесса уплаты штрафов.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".