Статья
1041 26 апреля 2012 14:47

Под Куполом

Новая история о маленьком городке, который настигла большая беда. Однажды его, вместе со всеми обитателями, накрыло таинственным невидимым куполом, не позволяющим ни покинуть город, ни попасть туда извне.
Комментарии экспертов

Основной идеей большинства масштабных романов Стивена Кинга является противостояние между обычными людьми и Злом, выраженным в своей абсолютной форме (древний дух Тэк, вылезающий из старой шахты в «Безнадеге») или его последователями (часть выживших после эпидемии смертельного вируса в «Противостоянии»). При этом отличительной особенностью таких произведений, позволяющей наиболее подробно раскрыть характеры персонажей, является искусственное ограничение и места действия, и числа его участников: традиционно герои оказываются практически в одиночестве, без возможности надеяться на помощь правительства или своих добрых американских сограждан (обычно, как минимум в ограниченной области все таковые сограждане уже мертвы). Более того, все те, кто по долгу службы должны «служить и защищать», чаще всего оказываются наиболее восприимчивы ко Злу, и именно с ними, а не с демонами ада предстоит бороться героям. С переменным успехом, как это водится у Кинга. Вероятно, в этом антигосударственном, голдинговском настрое, проявляется влияние хипповской молодости писателя, а может и растущее раздражение от агрессивной внешней политики США.

Роман «Под куполом» представляет квинтэссенцию упомянутой кинговской идеи изоляции: мелкий американский городишко (излюбленно место романов автора) накрывает — в буквальном смысле — силовым колпаком. И так же как это было в «Противостоянии», резкое сузившееся общество внутри купола разделяется на две части: местной коррумпированной полиции и члену городскому совета, убийце и наркоторговцу, противостоят фельдшер, повар и редактор местной газеты.

Ситуация, когда пороки ближних, незаметные или терпимые в нормальных условиях, начинают представлять реальную угрозу, описывается Кингом со всей возможной тщательностью, свойственной мэтру. Вспомним «Лангольеров»: то, что мистер Туми — псих, нам понятно уже с самого начала, но прохождение им пути от скандального пассажира, рвущего бумагу на полоски, до маньяка-убийцы, составляет одну из основных сюжетных линий. Именно с ним, а не с лангольерами предстоит бороться пассажирам злосчастного рейса, и именно второй член городского совета Ренни, а не Купол — главный враг в одноименном романе. Да, в конце мы узнаем, кто запер город в ловушку и зачем, но раскрытие этой интриги будет уже не так важно.

В итоге, перед нами один из наиболее качественных образцов творчества Кинга, роман, из которого выброшено все лишнее, несмотря на немалый объем, в угоду главным кинговским идеям, и единственной тревогой фанатов может стать неверие в то, что после подобного, автор сможет разродиться очередным шедевром.

Стивен Кинг, «Под Куполом», М: Астрель, 2012 — 1120 стр.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".