Статья
1892 1 февраля 2018 10:23

Подписи за кандидатов: итоги кампании

Этап сбора подписей для кандидатов в президенты завершен. Главные участники президентской гонки подали собранные подписи в ЦИК РФ. Начинается процедура их проверки, которая продлится до 10 февраля. «Актуальные комментарии» подводят итоги этого этапа и оценивают, кто из кандидатов вел проходную техническую кампанию, а кому удалось превратить сбор автографов избирателей в яркое политическое событие.

Сбор подписей в поддержку кандидата часто воспринимается как рутинный, почти что бюрократический процесс, главная задача которого — отсев реальных участников от множества кандидатов, которые пытаются использовать президентские выборы не по прямому назначению: личный PR, эпатаж и т.д. Мы решили разобрать плюсы и минусы кампаний по сбору подписей среди основных кандидатов.

Владимир Путин

Плюсы

Действующий президент собрал больше всех подписей. Путин участвует в выборах как самовыдвиженец, поэтому его штабу изначально нужно было проделать в три раза больше работы. Однако команда Путина не остановилась и после достижения необходимого минимума. Всего в его поддержку было собрано более миллиона подписей, что, безусловно, сделало его кампанию самой массовой и заметной. В сборе подписей поучаствовала и «Единая Россия». И хоть практического смысла в этом акте было не так много, все подписи уже были собраны, в медийном плане кампания оказалась довольно заметной.

Ведение кампании по сбору подписей уже после достижения главной цели позволило решить сопутствующие задачи. Созданные агитационные материалы продолжали работать на кандидата весь оставшийся период времени, что повысило их эффективность.

Большой объем собранных подписей позволил произвести отбор и подать в ЦИК только проверенные и качественно оформленные подписные листы. Всего было подано 315 тысяч (300 — основной объем и 15 тысяч на случай обнаружения брака в основной массе).

Минусы

Штаб Путина фактически проигнорировал инициированную оппозицией информационную кампанию, направленную на дискредитацию подписей в поддержку кандидата. Впрочем, этот подход можно оценить как сознательно выбранную тактику прагматического замалчивания. Ведь любая серьезная реакция на нападки могла бы привлечь еще большее внимание к тезисам оппозиции о несоответствии между реальными и показными пунктами сбора подписей за кандидата.

Григорий Явлинский

Плюсы

Явлинский одним из первых заявил об окончании сбора подписей. Об этом он сообщил уже 17 января. Так как Явлинский выдвигается от непарламентской партии, ему необходимо было собрать 100 тысяч подписей, но штаб решил перестраховаться и довести этот показатель до 150 тысяч. Быстрый сбор позволил лучше проверить все документы и направить их в ЦИК не в последний или предпоследний день, как это сделали другие кандидаты. Такое планирование позволяет снизить риск ошибок и накладок.

Минусы

Главным минусом кампании Явлинского стала ее незаметность. Если одни кандидаты использовали время, отведенное на сбор подписей, для дополнительной мобилизации своего электората, а также создавали инфоповоды вокруг своей кампании, то Явлинский тихо собрал необходимые документы и из технического аспекта кампании не смог получить политические дивиденды.

Ксения Собчак

Плюсы

Собчак попыталась сделать свою кампанию по сбору подписей одной из самых прозрачных и открытых. Помимо того, что в YouTube велись постоянные прямые эфиры и отчеты, а на сайте работал счетчик, который в режиме онлайн отображал количество собранных подписей, перед подачей всех подписных листов в ЦИК, Собчак организовала пресс-конференцию, на которой журналисты сами могли проверить, что они настоящие.

Она довольно удачно справилась с информационной кампанией, инициированной Ройзманом, который заявил, что на заводах Екатеринбурга за счет административного ресурса собираются подписи в поддержку Собчак. Компенсировать нападку на Собчак смог шоумен Дудь, который в своем интервью прямым вопросом об инциденте поставил Ройзмана в неудобное положение и вызвал ощущение искусственности претензий.

Минусы

Сама Собчак оказалась не слишком погружена в одно из важнейших направлений ее кампании. В интервью Познеру она даже не смогла назвать точную дату подачи необходимых документов в ЦИК. Конечно, кандидат не должен быть в курсе абсолютно всех процессов, протекающих в штабе, однако столь значимые этапы должны контролироваться, они демонстрируют и компетентность кандидата, и степень его заинтересованности собственной кампанией.

Несмотря на то, что Собчак довольно удачно справилась с вбросом Ройзмана, Навальный и его сторонники использовали историю с заводами в Екатеринбурге для дискредитации ее на либеральном фланге оппозиции.

Борис Титов

Плюсы

Кампания Титова была не столь заметна как у Путина или Собчак, однако технологически все было сделано без ошибок. Штаб Титова оказался одним из немногих, кто во время январских каникул, пока другие кандидаты отдыхали, давал сводки о процессе сбора подписей. В конце кампании Титову удалось удачно использовать конфликт, возникшей на Гайдаровском форуме. Это привлекло к нему внимание, однако у данного плюса есть и некоторые негативные последствия.

Минусы

Конкуренты Титова попытались использовать конфликт с Кудриным против него. Например, в РБК, который плотно сотрудничает с ЦСР и Кудриным, во время Гайдаровского форума вышел материал о том, что с работниками штабов Титова якобы проводятся консультации о том, как отвечать на вопросы «о его спойлерстве» и конфликте с Кудриным. Публике, которая знает об истории противостояния Кудрина и Титова, все было понятно, однако на непосвященную публику вброс мог иметь влияние.

Сергей Бабурин

Плюсы

Главным плюсом кампании Сергея Бабурина является то, что он довел ее до логического завершения и подал подписные листы в ЦИК. Пока неизвестно их качество и, возможно, в итоговый бюллетень он так и не попадет, однако сам факт того, что давно забытый политик смог собрать 100 тысяч подписей в свою поддержку довольно показателен. Кроме того, судя по первому финансовому отчету, опубликованному на сайте ЦИК, Бабурин провел самую дешевую кампанию, потратив всего 6,6 миллиона рублей. Например, Явлинский потратил более 20 миллионов и собрал такое же количество подписей, хотя у него в распоряжении была инфраструктура «Яблока».

Минусы

Главный минус кампании Бабурина — ее незаметность. Социологические службы не включают его в свои опросы, ведущие СМИ не так часто о нем пишут. Главной и едва ли не единственной новостью о Бабурине в 2018 году стала информация о том, что он подал документы в ЦИК.

Максим Сурайкин

Плюсы

Как и в случае с Бабуриным, главным достижением кампании Сурайкина является то, что он выполнил все формальные требования. По заявлениям кандидата, его штаб собрал даже больше подписей, чем ему на то требовалось, поэтому отобрал только самые точные и проверенные листы. Также Сурайкин пытался за счет громких заявлений вывести своих оппонентов на диалог или дебаты, однако в силу малого политического веса ему это не удалось сделать.

Минусы

Главным минусом кампании Сурайкина является ее токсичность. Если посмотреть, с какими заголовками выходили истории про Сурайкина в СМИ, то почти все они будут конфликтными. Он пытался до официальных дебатов вызвать Грудинина на публичный спор, призвал запретить режиссеру фильма «Смерть Сталина» въезд в Россию и т.д. Это дает цитируемость, но также формирует и негативный образ кандидата, от которого впоследствии будет трудно избавиться.

Промежуточные итоги

Конечно, главная цель кампании по сбору подписей — прохождение процедуры окончательной регистрации. Если кандидату удалось воспользоваться этой кампанией для решения параллельных задач: агитации среди граждан, мобилизация электората и т.д., но подписи были отбракованы ЦИКом, то все сторонние успехи окажутся пустыми и ненужными. Однако те, кто смог совместить бюрократическую необходимость с политическими возможностями, окажется в более выгодном положении на следующих этапах предвыборной гонки.

Сам этап сбора подписей сработал на имидж кампании. Кандидаты за счет своей активности серьезно увеличили информированность граждан о выборах, она приближается к 100%. Кроме того, за счет этой кампании несколько неизвестных политиков получили известность среди широких масс и теперь могут использовать капитал внимания для дальнейшей политической карьеры.


21 марта 2024 Главное
ЦИК подвела итоги выборов президента
 ЦИК подвела итоги выборов президента Путин набрал на выборах президента 87,28% голосов. Официальные итоги голосования объявила глава ЦИК Элла Памфилова. В общей сложности за действующего президента проголосовали 76 млн 277 тыс. 708 избирателей. На втором месте — Харитонов, который набрал 4,31% (3 млн 768 тыс. 470 голосов), на третьем — Даванков (3,85% — 3 млн 362 тыс...
20 марта 2024 Новости
Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил
 Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил КПРФ утрачивает роль главной оппозиционной партии и становится одной из многих. ЛДПР будет испытывать негативные последствия выборов еще несколько лет. Второе место Даванкова в крупных городах свидетельствует, что партия «Новые люди» успешно борется за городской прогрессистский электорат, отметил президент «Фонда развития гражданского общества» Константин Костин в интервью руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову.
19 марта 2024 Новости
Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований
 Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований Экзитполы показывают предварительные данные об итогах выборов, но не учитывают тех, кто проголосовал дистанционно, отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в интервью политологу, руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову. При этом, по словам Федорова, электоральные расчеты ведущих российских социологических центров в преддверии президентских выборов были достаточно точными. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".