Статья
3660 23 ноября 2018 9:40

Политический алтарь

Политические телеграм-каналы давно стали местом инициирования информационных атак на самых разных участников политического процесса. Именно здесь вам расскажут об инсайдах, сливах и «информации источников», за которой зачастую прячется чей-то интерес, иногда вполне осязаемый и коростный. «Актуальные комментарии» проанализировали, какие губернаторы чаще всего подвергаются критике в Telegram, и есть ли в этих атаках свои закономерности.

Источники

В политических телеграм-каналах существует несколько профильных источников, специализирующихся на региональной политике. Среди них можно выделить «16 негритят», «Выборный», «Политброкер». В этих каналах постоянно появляются сообщения из самых разных регионов, и региональных каналов, поэтому довольно сложно отследить превалирование негатива по отношению к главе того или иного региона.

Иногда в освещении региональных конфликтов участвуют непрофильные политические телеграм-каналы. Например, в ходе анализа было выявлено большое количество критических постов от «Незыгаря» в адрес врио Приморского края Олега Кожемяко. Кампанию против него поддерживали и другие каналы, которые, согласно данным исследования Центра политической конъюнктуры, либо входят в сетку «Незыгаря», либо являются членами дружественного ответвления. Например, к кампании против Кожемяко активно подключался « Медиатехнолог» и « Пяр во время чумы».

Чтобы кампания выглядела максимального органичной, в ней используется несколько основных технологий: авторские посты, взаимные и перекрестные репосты сообщений, а также привлечение текстов небольших региональных телеграм-каналов с «информацией с полей», которая должна добавить авторитета сообщениям.

Также в ходе анализа нами были обнаружены бессистемные посты критического характера, которые не позволяют говорить о некой планомерной кампании против губернатора. Например, популярный телеграм-канал « Футляр от виолончели» специализирующийся на антикоррупционной тематике, сделал сообщение о губернаторе Московской области Андрее Воробьеве, однако целью было, скорее, обличение коррупции, а не сам Воробьев как таковой.

Жертвы

Чаще всего авторы крупных политических телеграм-каналов писали об Олеге Кожемяко. Основной вклад здесь внесли «Незыгарь» и дружественные ему телеграм-каналы. Из 50 последних постов, содержащих критику губернаторского корпуса, 11 были о врио губернатора Приморского края. Главными источниками критики стали: « Незыгарь», « Бойлерная», « Медиатехнолог».

Часто авторы пишут и про губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова, который в последнее время стал фигурантом нескольких региональных конфликтов. Кроме того, в регионе возникли трудности с принятием бюджета, что также стало поводом для конфликтов. Чаще других про Овсянникова писали: GogoKremlin и  Политброкер.

Губернатора Московской области Андрея Воробьева не отпускают мусорные скандалы, которые без особых всплесков, но постоянно обсуждаются в телеграм-каналах. За последнюю неделю о Воробьеве написали: « Кремлевский безБашенник», « Футляр от виолончели» и « Мысли-НеМысли».

Молодой губернатор Хакасии Валентин Коновалов подвергся жесткой критике за незнание проблем региона и вероятность развития политического кризиса на фоне массового ухода министров. О Коновалове писали « Темник» и « Политброкер».

Также политические телеграм-каналы писали о возможной отставке главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола, неудачных высказываниях главы Кемеровской области Сергея Цивелева, скандалах вокруг губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова и губернатора Иркутской области Сергея Левченко.

Большое количество постов содержало критику врио главы Липецкой области Игоря Артамонова и главы Республики Карелия Артура Парфенчикова, однако все они были связаны со скандальными высказываниями глав регионов. Поэтому обнаружить в них признаки спланированной информационной кампании невозможно. Скорее, речь идет о нормальной реакции на медиаскандал.

В целом, следует отметить довольно большое количество критических комментариев в адрес глав регионов. По мнению замдиректора Центра политической конъюнктуры Олега Игнатова, на это есть две основные причины: «Во-первых, телеграм-каналы стали простым и удобным источником распространения компромата, негативных информационных кампаний и различных информационных атак. Это очень удобно и просто: у каждого есть доступ, он очень дешевый, его читает огромное количество чиновников.

Во-вторых, надо понимать, что „медовый месяц“ закончился. Эти губернаторы уже какое-то время проработали, и внимание к ним высокое. Сейчас им ничего не будут прощать, любые ошибки находятся под микроскопом. Особенно учитывая тот факт, что были неудачные кампании в регионах», — отмечает эксперт.

Инструмент давления

Политические телеграм-каналы сегодня — не только место для дискуссии, но и источник различных информационных атак. Кейс Кожемяко наглядно показал, что телеграм-каналы на неформальных основаниях объединяются в различные сетки и совместными усилиями проводят кампании против тех или иных акторов. Не всегда конечной целью является объект атаки, зачастую за счет критики регионов авторы кампании пытаются свести счеты с федеральными игроками.

Фактор принадлежности телеграм-канала к той или иной сетке необходимо учитывать при анализе содержания его контента, так как зачастую оно продиктовано общими задачами группы авторов.

Если говорить об эффективности подобных методов работы, то у экспертов возникают сомнения: «Я не думаю, что телеграм-каналы довольно эффективные. Они, скорее, создают информационный шум и порождают различные слухи, которые люди начинают пересказывать в частных беседах. На мой взгляд, критерий простой: если обсуждение выходит за пределы телеграм-каналов и попадает в СМИ, которым удается доказать какую-то информацию, тогда это работает. А если это остается в самом телеграме, то я думаю, это не очень эффективно», — считает Игнатов.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".