После бури
Важнейшим направлением региональной политики на минувшей неделе стала работа по ликвидации последствий разрушительного наводнения в Краснодарском крае. Установить меру ответственности чиновников разных уровней предстоит следственным органам: согласно официальной версии, наводнение было вызвано природными факторами, а столь значительное число жертв (более 170 человек) стало следствием отсутствия действенной системы оповещения населения о чрезвычайном происшествии. В информационном пространстве обсуждение последствий трагедии концентрируется вокруг слухов о грядущей отставке главы края Александра Ткачева.
Сместить Ткачева с должности за ненадлежащее выполнение обязанностей губернатора уже предложили депутаты Госдумы от фракции «Справедливая Россия». Впрочем, вряд ли стоит трактовать инициативу партии как отражение позиции федерального Центра: эсеры стремятся, в первую очередь, поддержать собственный имидж «оппозиционной силы», отвечая на распространенное среди пострадавших недовольство властью как таковой. Говорить о значимых предпосылках для скорой смены региональной власти на данном этапе преждевременно.
Стоит напомнить, что Ткачев - один из безусловно «системных» губернаторов, поддерживающих имидж эффективных руководителей путем выстраивания в регионе собственной политической «вертикали». Это позволило ему контролировать и расстановку сил внутри элиты, и, в значительной степени, ресурсную базу стратегически важного региона (сельское хозяйство, порты, курортная инфраструктура). Основным показателем управленческой эффективности администрации Ткачева вполне закономерно считается активное привлечение в экономику края иностранных инвестиций.
Ткачев возглавляет край с 2001 г., накопление определенной массы недовольных работой власти вполне естественно. Вместе с тем, несмотря на периодические «вбросы» в СМИ компрометирующих материалов, глава Краснодарского края сохраняет средний рейтинг популярности: уровень доверия губернатору в конце прошлого года составлял 39% (данные ФОМ). Эффект «усталости» населения от присущего Ткачеву жесткого стиля работы, замыкающего на него принятие всех ключевых решений, также отражает статистика: 29% жителей не одобряют работу главы края, еще 32% не имеют о ней четких представлений.
С точки зрения федеральных интересов положение Ткачева вполне устойчиво: с основными задачами в сфере поддержания политической стабильности и социально-экономического развития он справляется достаточно успешно.
«Назначить» главу края единственным виновным в произошедшем 7-8 июля наводнении было бы заведомо несправедливо: не дожидаясь официального заключения о причинах бедствия, можно констатировать, что основной проблемой стало недостаточно эффективное взаимодействие участвующих в ликвидации последствий стихии ведомств между собой, а также несвоевременное оповещение населения.
Таким образом, более насущным, чем обсуждение перспектив отставки Ткачева, выглядит вопрос о возможности предотвращения катастроф, подобных наводнению в Краснодарском крае. В ближайшем будущем административные меры могут быть приняты в отношении руководителей муниципального уровня и представителей «силовых» структур, ответственных за прогнозирование и предупреждение ЧС.
Для губернатора же приоритетным направлением работы станет восстановление пострадавших районов, организация процесса выплаты компенсаций утратившим жилье и имущество и решение иных социально значимых задач. Они важны не только с управленческой, но и с политической точки зрения: необходимо обеспечить общественное спокойствие и предотвратить всплеск протестных настроений.
В октябре предстоят выборы депутатов регионального парламента, и их итоги, скорее всего, окажут непосредственное влияние на развитие карьеры Александра Ткачева и членов его «команды».
Оксана Гончаренко