Статья
2126 14 апреля 2012 22:23

Православная Пасха

Православные всего мира отмечают главный праздник -  Воскресение  Христово. Этот праздник символизирует торжество жизни, весну и возрождение! Его отмечают как глубоко верующие, так и атеисты.

День Воскресения Христова иначе называют Пасхой. Этот церковный праздник не имеет постоянной даты. Он высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия.

С древних времен дошел до нас и обычай в этот день красить яйца (символ жизни) и выпекать куличи. 

От этой традиции россияне не отказывались даже в годы Советской власти. Сохранилась и традиция вспоминать  в пасхальную неделю ушедших в мир иной близких и родных.

После того, как страна распрощалась с советской идеологией, а заодно и с атеизмом, многие россияне соблюдают и церковные обряды, присущие этому празднику.

Так, по данным ВЦИОМ, доля россиян, соблюдающих Великий пост полностью либо частично, выросла до 17%. В прошлом году постились 11%. Активнее всего придерживаются правил женщины (20%) и пожилые (25%).

Как гласит опрос, среди православных не придерживаются поста 73% опрошенных. При этом 76% намерены готовить традиционные пасхальные блюда. Среди неверующих этот показатель составляет 52%. Освящать блюда намерены 32% респондентов (в прошлом году — 29%).

По мнению экспертов, не следует ставить знак равенства между соблюдением пасхальных ритуалов и возрождением православных традиций, духовностью.

Публицист Максим Кононенко в беседе с «Актуальными комментариями» отметил, что большинство населения страны (русские) хотят жить в православной культуре, но это не значит, что они хотят  или готовы быть воцерковленными (соблюдать все это огромное количество правил, ходить регулярно в церковь регулярно и  выполнять все каноны). 

«Просто большинство людей хотят жить в этой культуре, потому что это их культура: яйца красить на Пасху, поминать ушедших, мечтать о том, что они будут соблюдать пост, детей крестить. Это все как бы вошло в обиход, перестало быть модой. Это было модно в девяностые. А сейчас это - естественная потребность людей», - отметил он.

При этом, по его словам, это никак не связано с увеличением духовности. 

«Люди в Новый год елку ставят дома. Почему? Это духовность что ли? Это просто неотъемлемая часть культуры. То же самое и со всеми пасхальными ритуалами. Это  - часть культуры.  И то, что люди в этот день идут в церковь вовсе не означает, что они размышляют с утра до ночи о Боге», - отметил он.

Лидер Союза православных граждан Кирилл Фролов считает, что в моде ходить в церковь нет ничего плохого. 

«Это намного лучше, чем мода поносить церковь и обливать ее грязью. А из моды ходить в церковь должно благодаря миссионерским усилиям возникать понимание  подлинного смысла Пасхи, Светлого Воскресения Христова», - сказал он «Актуальным комментариям».

Фролов подчеркнул: «Смысл православной христианской жизни в том, что благодаря своему искуплению и воскресению Господь наш Иисус Христос сделал возможным наше обожение, уподобление Богу. То есть для того, чтобы быть христианином и спасти свою бессмертную душу, мало быть просто хорошим человеком, надо еще и обожиться, уподобиться Богу». 

Эксперты по-разному оценивают влияние церкви на общество. Публицист Александр Шмелев отметил в беседе с «АК», что в последние годы многие люди начинают воспринимать церковь и веру как некоторый политический фактор.

«Мне все это кажется странным, потому что, прежде всего, христианство оперирует не какими-то социологическими единицами, а отдельными личностями. Это конкретный разговор о каждом конкретном человеке, о его душе, и о шансах этой души на спасение», - отметил он. 

Шмелев считает, что существенных изменений влияния церкви на общество пока не видно.

Кононенко убежден, что ни в коем случае не должно увеличиваться влияние церкви на политику. «А на общество хотелось бы, чтобы влияние церкви увеличивалось», - отметил он.

Фролов считает, что власть и церковь будут сближаться. Соответственно, будет усиливаться влияние церкви на общество.

А пока россияне готовятся отметить Воскресение Христово. Пасхальные богослужения пройдут в 337 московских храмах, ожидается, что в них примут участие более 500 тысяч человек, передает «Интерфакс».

За полтора часа до наступления Светлого Христова воскресения в аэропорт «Внуково» по традиции доставят Благодатный огонь из Иерусалима. Его передадут патриарху Московскому и всея Руси Кириллу во время Пасхального богослужения. В течение Светлой седмицы огонь можно будет получить в офисе Фонда Андрея Первозванного на Большой Ордынке. 

Стоит отметить, что в пасхальную ночь работа общественного транспорта в Москве  будет продлена.  В воскресенье до крупнейших кладбищ пустят бесплатные автобусы и дополнительный транспорт.

Состоятся в Москве в этот день светские мероприятия, приуроченные  пасхальному празднику. В воскресенье в Лаврушинском переулке состоится фестиваль «Живое Искусство», в рамках которого  художники распишут 50 двухметровых яиц. Художники будут работать три дня. Впоследствии яйца могут поместить в российские православные монастыри в качестве арт-объектов.

15 апреля также стартует традиционный 11-й Московский пасхальный фестиваль, который продлится до 9 мая. 

За 25 дней фестиваля состоится около 150 концертов симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ. Фестиваль закончится большим открытым концертом на Поклонной горе. 

Комментарии экспертов

Традиция праздновать Пасху не прерывалась даже в атеистические советские годы. Я не вижу никакого особого увеличения числа празднующих. Не вижу особого подъема, и какого-то повышения интереса к празднику Воскресения Христова. Число людей, воспринимающих пасхальное событие как главный праздник, остается стабильно невысоким, примерно 15-20%. И число тех, кто, не вдаваясь глубоко в религиозный и мистический смысл событий, просто выполняет в этот день нехитрые традиционные ритуалы (поесть кулича, яиц, пасхи или по народной традиции съездить на кладбище) тоже не сильно меняется год от года. Каких-то существенных изменений в этом году по сравнению со всеми предыдущими не наблюдается.

Часто слово «церковь» используется в таком узкоспециализированном значении, а именно: клирики Московского патриархата и т.д. Нужно понимать, что клирики Московского патриархата Русской православной церкви – это очень небольшая часть церкви. Примерно 1%. Остальные 99% членов церкви – это обычные миряне, обычные члены общества. Поэтому говорить о том, насколько меняется влияние церкви на общество тоже трудно. Церковь – это часть общества.

Единственное, что я могу сказать по этому поводу, - все последние годы, к сожалению, многие люди (причем, в первую очередь, журналисты, но под их влиянием и многие политики, и даже некоторые церковные иерархии) начинают воспринимать церковь и веру как политический фактор.

Есть политические партии, есть сторонники Путина, есть революционеры, а есть прихожане русской православной церкви. И важно смотреть, как меняется их влияние на общество, как меняется влияние на общество иерархов. А какие политические позиции они занимают, в чем они участвуют, звучат какие-то слова – «пиар», «политическое православие» и т.д., - мне все это кажется странным, потому что, прежде всего, христианство оперирует не какими-то социологическими единицами, а отдельными личностями. Это конкретный разговор о каждом конкретном человеке, о его душе, и о шансах этой души на спасение. Поэтому мне трудно ответить на вопрос о влиянии церкви на общество. Я не вижу существенных изменений в этом. 

Произошедшее в РПЦ в последние два месяца оттолкнуло мало-мальски думающих людей от руководства церкви. Но, во-первых, таких людей не так много. А во-вторых, оттолкнуло оно именно от руководства, а отношение к церкви вряд ли изменилось.

Довольно трудно представить себе, чтобы наше общество стало таким, каким было в дореволюционные времена. До революции православие было государственной идеологией. Люди воспринимали Россию именно как православную страну и опору для православия.

Сейчас мы играем в игру под названием «многонациональная и многоконфессиональная Россия», и сделать православие государственной идеологией уже не удастся. Однако подавляющее большинство населения страны – это русские, и они хотят жить в православной культуре. Это не значит, что они хотят или готовы быть воцерковленными - соблюдать все это огромное количество правил, ходить регулярно в церковь и выполнять все каноны.

Большинство людей хотят жить в этой культуре, потому что это их культура: красить на Пасху яйца, поминать ушедших, мечтать о том, что они будут соблюдать пост, детей крестить. Это все вошло в обиход и перестало быть модой. Это было модно в девяностые, а сейчас это естественная потребность людей. 

Это никак не связано с ростом духовности россиян. Люди в Новый год елку ставят дома. Почему? Это духовность что ли? Это просто неотъемлемая часть культуры. То же самое и со всеми  пасхальными ритуалами: это - часть культуры, и то, что люди в этот день идут в церковь, вовсе не означает, что они с утра до ночи размышляют о Боге. 

Влияние церкви на политику ни в коем случае не должно увеличиваться. При этом хотелось бы, чтобы влияние церкви на общество росло. К сожалению, сейчас, в силу нынешнего церковного руководства, влияние церкви на общества довольно пагубное. Но думаю, все изменится. 

Я ничего плохого не вижу в моде ходить в церковь. Это намного лучше, чем мода поносить церковь и обливать ее грязью. Такую моду нам пытаются навязать антироссийские силы на Болотной. 

А из моды ходить в церковь благодаря миссионерским усилиям должно возникать понимание подлинного смысла Пасхи, Светлого Воскресения Христова.

Смысл православной христианской жизни в том, что благодаря своему искуплению и воскресению Господь наш Иисус Христос сделал возможным наше обожение, уподобление Богу. Для того, чтобы быть христианином и спасти свою бессмертную душу, мало быть просто хорошим человеком, надо еще и обожиться, уподобиться Богу. 

Христос стал человеком, чтобы человек стал Богом по благодати. Поэтому Церковь предлагает нам еще и высокую задачу обожиться, и творить вместе с Творцом. На этом пути нам необходимо бороться со своими грехами и страстями, жить церковной жизнью. Смысл Пасхального богослужения, чтобы все – и постившиеся, и не постившиеся, как сказано в слове Ивана Златоуста, причастились.  

Я призываю всех пойти в церковь. В субботу в московских храмах будет совершаться еще одна исповедь, даже те, кто не постился, после исповеди получат благословение священника. 

Что касается влияния Церкви на общество, то оно увеличивается. Во главе Церкви стоит выдающийся миссионер, духовный лидер Святейший Патриарх Кирилл. 

Патриарх Кирилл - столп Церкви и столп российского государства, именно поэтому на него обрушилась вся мощь антироссийской пропаганды. Сейчас прямая атака на Патриарха Кирилла захлебывается. Мы не дадим его очернить и оклеветать. В конце пасхальной недели мы организуем массовый автопробег в поддержку Патриарха, а в Христово Воскресенье поток людей придет к Храму Христа Спасителя помолиться за спасение от кощунства. 

Будут ли сближаться власть и Церковь? Они сближаются, но не растворяются друг в друге. Но для того, чтобы была сильная Россия, необходима сильная миссионерская церковь. Как стране необходима сильная путинская  вертикаль, так церкви необходима сильная кирилловская вертикаль. Только силами миссионерской вертикали церковь спасет наше общество от алкоголизации, абортов, демографического вырождения, наркомании и  духовного кризиса. Без преодоления духовно-нравственного кризиса Россия не сможет совершить исторический прорыв. А такой прорыв необходим. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".