Статья
8970 17 апреля 2013 14:01

Премьер готов к критике

Правительство РФ отчиталось перед Госдумой о своей деятельности в 2012 году.

Доклад депутатам представил премьер-министр Дмитрий Медведев. В зале заседаний Госдумы также присутствовали руководители всех министерств.

В начале отчета Дмитрий Медведев уделил внимание негативным тенденциям в мировой экономике.

«Первые месяцы этого года показывают, что мировая тенденция замедления экономического роста сохраняется. Риски здесь серьезные», - сказал Медведев.

По его словам, правительство предвидело замедление темпов развития в связи с ситуацией на мировых рынках.

«Задача правительства - реализовать сбалансированные меры по достижению приемлемой динамики основных показателей», - сказал он.

Премьер оценил макроэкономические итоги 2012 года как неплохие, отмечая, что государственный долг России находится на относительно низком уровне, что позволяет осуществлять выгодные заимствования.

По его словам, за последнее время удалось снизить остроту демографической проблемы,  однако проблемы остаются.
«Нам удалось снизить остроту демографической проблемы. Это хорошо, Но считать, что мы выбрались из «демографической ямы» - рано, - сказал Медведев. - Уровень рождаемости пока не обеспечивает воспроизводства населения».

Система оценки качества российских вузов требует доработки, считает премьер-министр. Выступая в Госдуме с ежегодным отчетом правительства, Медведев заявил, что ситуация с оценкой эффективности вузов, которую в этом году пройдут как государственные, так и негосударственные учебные заведения, воспринимается весьма эмоционально как в отношении процедуры оценки, так и по решениям об отдельных вузах. «Но, согласитесь, что-то делать надо», — добавил премьер.

При этом премьер отметил, что кардинальную роль в развитии России призвана сыграть именно отечественная наука.

Премьер-министр во время выступления он уделил внимание вопросу  роста зарплат бюджетников. Медведев подчеркнул, что в нынешних условиях общего падения мировой экономики Россия – одна из немногих стран мира, увеличивающая заработную плату бюджетникам. Он отметил, что 2012 год стал во многом переломным и пообещал дальнейший рост зарплат бюджетникам.

Комментарии экспертов

Общее впечатление от выступления Дмитрия Медведева достаточно спорное. С одной стороны, он выступал в том же самом стиле, как он в свое время любил выступать, будучи президентом РФ. Развернутое, в больше степени не профессионально-экономическое, а экономико-политическое выступление было у него в этом году перед Госдумой в качестве премьер-министра.

И общее впечатление складывается, что это отчет о том, что не все так плохо, что кругом были враги, которые мешали, но правительство  работает и продолжает работать.
 
Невозможно зафиксировать, какие  планы у правительства на ближайший год, какие основные политические и экономические приоритеты. С другой стороны, ситуация в правительстве достаточно сложная, позиция правительства слабая, президентские обещания, которые были даны во время избирательной кампании, правительством не выполняются.
Кто-то ведь специально за несколько часов до выступления Медведева в Госдуме выложил в Интернет цитаты из выступления Путина на совещании, где тот говорит, что есть два варианта – либо президент работает плохо, либо правительство надо посылать в отставку. Все СМИ подхватили и распространили эту случайную утечку перед самым выступлением. 
 
Депутаты на самом деле уже ходят и обсуждают – в апреле, или в мае, или в сентябре после выборов правительство будет отправлено в отставку, а многие уже присматриваются, какое кресло министра освободится. Это общая атмосфера ожидания в Госдуме, и в первую очередь в «Единой России». Ситуация у Дмитрия Медведева сложная, ему на самом деле, кроме экономической деятельности правительства (а экономическая ситуация будет ухудшаться вне зависимости от того, что будет делать правительство, потому что вторая стадия всемирного экономического кризиса будет воздействовать на страну). Кроме этого, у  него есть и политические проблемы – он не пользуется стопроцентной политической поддержкой в партии, лидером которой он является. Это затрудняет для него свободу маневра, в том числе и экономического.
 
Также отметить хотелось бы  два маневра. Первое - помахать Кипру ручкой и создавать условия, чтобы российский капитал, который прячется от налогов за рубежом, возвращался в Россию – конечно, это хорошее и правильное пожелание, но всегда возникает вопрос – большинство капитала, который скрывался на Кипре, скрывался там от конфискации в случае ареста счета владельца. Укрытие капиталов размером от ста тысяч до миллиона евро или долларов в таких странах как Кипр – в первую очередь обусловлено незаконностью происхождения этих денег, а не уклонением от налогов. Либо это незаконная посредническая деятельность, когда руководители крупных госкорпораций являются сами себе посредниками в торговле с зарубежными партнерами, либо это конкретные откаты за определенные бюджетные услуги. Так называемая «социальная рента». Но от конфискации убежище на территории России россиянам организовать невозможно, и премьер, наверно, это понимает, поэтому его высказывание носит в первую очередь пропагандистский характер. Ведь те телезрители, которые все это смотрели, обычный обыватель, он-то имеет в виду, что те, у кого на Кипре деньги конфисковали – и на здоровье, и хорошо, что их конфисковали, потому что честные люди на Кипре деньги не держат.
 
Второе, на что хотелось бы обратить внимание – это на определенный момент торга, когда Дмитрий Анатольевич заявляет о том, что, возможно, стоит вернуться и пересмотреть законодательство по количеству промилле, которые допустимы для водителя автотранспорта. Если раньше, когда по его инициативе были внесены поправки и закон был ужесточен, то сейчас уже рассматривается вопрос о том, что да, приборы, возможно, будут неточны, поэтому ничтожно малое количество промилле допустимо. Это можно было все-таки предусмотреть и тогда, когда закон принимали – потому что изменять по второму и по третьему кругу уже смешно. Такие неуверенные шаги, а потом отступления сильно портят имидж премьера в глазах обычных россиян.

Если в целом оценивать работу правительства, то оценка, к сожалению, негативная, критическая, потому что из результатов предъявить ему нечего, какого-то прорыва в развитии, к сожалению, нет. Списывать это сейчас на последствия кризиса 2008-2009 года  неприемлемо. Напрямую говорить о том, что причиной отсутствия развития в стране является застой, который наблюдается последние полтора-два года – это надо самому себя высечь. Я так понимаю, что действующий премьер на это неспособен, виноваты будут кто угодно, но только не он.

Как таковая деятельность, которую мы видим – обо всем  и ни о чем, подковёрное соперничество с разными кругами, какие-то трубадурские шапкозакидательские инициативы, а по факту, к сожалению, ничего реализованного. Правительство так и не освоило свою роль и штаба, и инструмента реформ, и инструмента развития. Развитием занимается, скорее, президент, который на совещаниях периодически «снимает стружку» и только это остается движущей силой.

Если говорить о том, будут ли отставки  и что будет с «тандемом», то тандем обусловлен не столько эффективностью правительства, сколько личной связкой. У Владимира Владимировича есть свои плюсы и минусы. Одним из минусов является то, что он до самого конца продолжает верить людям, которые его, в данном случае, подставляют. И, со своей стороны, продолжает хранить данное обещание.

Безусловно, если бы не было политической, человеческой связки, такого неэффективного премьер-министра давно пора было уже отправить в отставку. К сожалению, правительство ничего не сделало для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить выполнение предвыборных обязательств - о том, что будут расти доходы тех же бюджетников, будет обеспечена защита незащищенных слоев населения, а с другой стороны, нужно же под это и ресурсы было изыскивать. Проще всего заставлять регионы выделять на это деньги.

Но нужно же было дать  инструменты, и инструмент - явно не печатный станок. Проще всего включить печатный станок, чтобы были выпущены рубли в обращение, но тогда следующий шаг – это инфляция и рост рубля, если масса ничем не обеспечена.

А что правительство сделало для того, чтобы обеспечить рост промышленного производства, обеспечить выпуск каких-то инноваций, внедрение каких-то новых технологий, облегчить судьбу предпринимателей? Сам президент вынужден был указывать, что повышенный тариф избыточен для социальных взносов, люди его не выдерживают и предприятия закрываются, а премьерам и вице-премьерам «в коротких штанишках»  до этого и дела нет.

Президент должен ставить краткосрочные задачи, а правительство должно само их определять и решать. В этой модели непонятно, для чего, кроме как для удовлетворения и реализации  комплексов определенных людей, служит такой инструмент, как федеральное правительство, если президент и его администрация фактически управляют развитием страны. Давайте тогда перейдем к режиму, который есть в тех же США – есть администрация президента, в которую входят руководители служб.

При Медведеве, к сожалению, правительство стало промежуточным органом. От того, что его не будет, ничего в стране не изменится. Есть администрация президента, есть губернаторский корпус, министерства. А для чего нужен премьер со своими вице-премьерами и правительственным аппаратом, совершенно непонятно.

Правительство работало как могло. Оно достаточно молодое и достаточно технократичное. Но именно политических «тяжеловесов», на мой взгляд, ему не хватило. Если что-то с правительством в ближайшем будущем и произойдёт, то это будет именно из-за этого. 

Медведев сохранит свою позицию, но многие министры, особенно министр образования, думаю, не сохранят свои позиции в будущем. Думаю, Медведев останется в связи с новой волной приватизации, надо же будет на кого-то это  спихнуть. 

Когда нынешний президент руководил правительством, наверное, всё решалось лучше и быстрее, а когда правительством стал руководить премьер, то, наверное, стало хуже.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".