Статья
1278 9 февраля 2009 13:51

Президиум Правительства РФ

Проходит заседание Президиума Правительства РФ. Одобрен законопроект ФСФР, предлагающий поправки в УК и УПК, вводящие уголовную ответственность за манипулирование ценами на финансовых рынках, в том числе с использованием инсайдерской информацией.

Премьер-министр Владимир Путин объявил о готовности к более существенной индексации пенсий, нежели это планировалось заранее. В случае незапланированного роста инфляции пенсии могут быть проиндексированы не три, а четыре раза (сейчас они должны быть проиндексированы 1 марта, 1 апреля и 1 декабря). Кроме того, Путин объявил о выделении 2 миллиардов рублей на субсидирование банкам процентных ставок по кредитам на покупку отечественных автомобилей.

Ответственность за манипулирование ценами и нарушения на финансовых рынках предлагается установить следующим образом. Уголовный кодекс РФ предлагается дополнить новыми статьями 185 п.2 и 185 п.4, предусматривающими уголовную ответственность за нарушение порядка учета прав на ценные бумаги, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг. В соответствии с предложенными изменениями, нарушение порядка учета прав на ценные бумаги, повлекшее причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству (статья 185 п.2), относится к преступлениям небольшой тяжести и наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в меньшем размере или без такового. Это же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, организованной группой либо повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, является тяжким преступлением и наказывается лишением свободы от двух до шести лет. Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг (статья 185 п.4) также является преступлением небольшой тяжести, за которое предусмотрен штраф до трехсот тысяч рублей или лишения свободы на срок до двух лет. За аналогичное преступление, совершённое группой лиц по предварительному сговору, предусматривается штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы до 5 лет. Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (статья 185 п.3) в соответствии с законопроектом является тяжким преступлением и наказывается штрафом от пятиста тысяч до одного миллиона рублей либо лишением свободы на срок от двух до шести лет или (при использовании СМИ) - лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

На Президиуме Правительства РФ также одобрен проект постановления правительства о введении аккредитации Министерством финансов РФ российских и зарубежных рейтинговых агентств, работающих в России.

Также одобрен вопрос о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка РФ, которой из ведения Минсельхоза должны перейти полномочия по маркировке алкогольной продукции, ведения ЕГАИС (учётной системы), а также ведение дел по административным правонарушениям в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Предлагается передать Федеральной службе данные полномочия с 1 января 2010 года, а также внести в трехмесячный срок согласованные с профильными министерствами и ведомствами предложения по отнесению ЕГАИС к ведению новой Федеральной службы.

Комментарии экспертов

Вопрос об ужесточении наказания за манипуляции финансовыми рынками назрел давно. О российском рынке всё время шёл разговор, что он только формируется и поднимается, в то время как манипуляции цвели пышным цветом. Вполне понятно, что одним из условий предоставления кредитов для многих банков была высокая оценка соответствующих акций и облигаций, и ради того, чтобы задрать эту оценку, происходили совершенно немыслимые манипуляции. Сегодня, когда банки перестали купаться в деньгах и вынуждены всерьёз задумываться о том, как они будут действовать, они теперь оказываются заинтересованы в том, чтобы не стать жертвами манипуляций.

Сегодня разгорелось достаточно бурное обсуждение этого дела. Конечно, по привычке говорят, что будут злоупотребления правоохранительных органов и т.п. Но надо ясно смотреть на это дело. Закон взят европейский, то есть, вполне опробованный. Да, он автоматически не заработает - для того, чтобы он у нас заработал, надо повышать квалификацию следователей и в МВД, и в прокуратуре, надо формировать экспертов, которые хорошо понимают в механизмах манипуляций, повышать подготовку судей и, быть может, даже пойти на то, чтобы передавать такие дела только тем судьям, которые имеют соответствующую квалификацию. То есть, необходимо сделать то, что у нас особенно не любят. Вообще, к этому закону надо подходить так, как вообще надо подходить к законам в России: не только принимать правовые нормы, но и задумываться об экспертном, информационном и организационном обеспечении, вообще о правоприменительной практике. Деваться уже некуда, без оздоровления нашего финансового рынка он никогда не будет служить средством привлечения инвестиций в соответствии с рыночным анализом перспектив и рисков.

Что касается рейтинговых агентств, то в условиях кризиса, когда «Фэнни Мэй» и «Фредди Мак» шли на дно, при этом имея у себя рейтинг «Triple A», принципиально важно начать прореживание рейтинговых агентств. Кроме того, нужно создать некоторые преференции для российских рейтинговых агентств и не использовать для принятия ключевых решений данные тех рейтинговых агентств, которые себя дискредитировали. На мой взгляд, аккредитация рейтинговых агентств при Минфине - вполне осмысленная мера. Кроме того, я думаю, это решение создаст возможность для создания на российском рынке конкуренции со стороны российских рейтинговых агентств, которые лучше понимают механизмы функционирования и природу тех рисков, которые существуют в экономике России.

Второе сегодняшнее решение - о выделении денег для компенсации процентных ставок для автокредитов по отечественным автомобилям – на мой взгляд абсолютно правильно. Это наиболее логичный способ поддержки автопрома, который, с одной стороны, не снижает требований к конкурентоспособности (и даже повышает их) и, с другой стороны, создаёт явное конкурентное преимущество. При этом я всё-таки поставил бы ясную планку, что такое российский автопром. Следует считать российскими те предприятия с иностранной собственностью, которые обеспечивают 70% или более локализации. Им бы я также предоставил бы соответствующую поддержку, поскольку они по всем нормальным рыночным принципам являются уже российскими предприятиями. Да и если внимательно вглядеться в «Ладу», то там тоже немалая часть импортных комплектующих.

Сейчас излишнее внимание СМИ приковано к противодействию использованию инсайдерской информации, между тем, мне кажется, что важно не ужесточение наказания, а его неотвратимость. На мой взгляд, возложение на ФСФР контрольных функций по предлагаемым нарушениям, без придания ей дополнительных полномочий, не приведёт к положительным результатам. Люди, которые используют инсайдерскую информацию и совершают нарушения на фондовом рынке, подчас имеют гораздо достаточный политико-аппартный вес, чтобы игнорировать мнение руководителя ФСФР. Необходимо делать гласной работу по таким нарушениям, проводить разъяснительную работу, и вводить дополнительные персональные наказания для чиновников и руководителей компаний – прежде всего, дисквалификацию, вплоть до пожизненной. Нужно дисквалифицировать государственных чиновников, в том числе участвующих в советах директоров государственных и частных компаний, если они используют свои возможности и информацию для манипулирования ценами на фондовом рынке. Необходимо начинать с источников правонарушения, а не с инвесткомпаний или банков, являющимися в худшем случае только исполнителями. Кроме того, необходимо привлечение квалифицированных специалистов к борьбе с преступлениями на фондовом рынке. Я очень хорошо знаком с тем, как ведётся работа в отделах по борьбе с экономическими преступлениями в правоохранительных органах, и люди, работающие там, даже при наличии хорошего образования и навыков, не могут квалифицированно разобраться с правонарушениями на финансовых рынках, потому что это не их работа.

Что же касается инициативы Минфина по аккредитации рейтинговых агентств – то это очень позитивное решение. Оно связано с тем, что в целях поддержания нашей банковской системы, а именно, для возможности установления кредитных лимитов, было принято решение, что помимо международных рейтинговых агентств, которые достаточно необъективно относятся к российским банкам и компаниям, существенно занижая их рейтинги из-за опасений ухудшения ситуации и непонимания особенностей их работы, вводится возможность проводить такую работу и для российских агентств. Центробанк будет принимать эти оценки для выставления кредитных лимитов, что существенно повысит конкуренцию на рынке рейтинговых агентств, понизит цены и сделает саму информацию более доступной для большинства участников - международный рейтинг стоит как минимум в 10 раз дороже российского рейтинга. Я считаю, что это решение очень полезно для расширения нашего взаимного доверия к банковской системе.

Кроме того, аккредитация агентств позволит проводить оценку рейтинга не в момент его получения, а после изначальной оценке рейтингового агентства. Агентствам будет выдан карт-бланш, и потребители его информации, не сомневаясь в качестве его оценок, смогут принять его работу. Возникает мягкая форма контроля, которая позволит исключить выдачу необоснованно высоких (или, наоборот, низких) рейтингов тем или иным банкам. Для закрепления позитивного эффекта целесообразно введение по отношению к рейтинговым агентствам дополнительных контрольных полномочий со стороны Центрального банка.

Законопроект об ответственности за манипулирование ценами и инсайд на финансовых рынках очень активно обсуждался на прошлой и позапрошлой неделе. В этом законопроекте есть чрезвычайно странные вещи, которые на взгляд большинства коментаторов весьма сильно сдвигают вопрос об ответственности как раз туда, куда не надо. Там чуть ли не главными вредителями окажутся средства массовой информации. А что в принципе за инсайд надо сажать – это верно. И ведь у нас есть издевательские случаи инсайда. И вся история с котировками РАО ЕЭС последних лет издевательская, и история со Сбербанком в эпсилон-окрестности народного размещения. Всё это такой инсайд, за который, если говорить по совести, мало сажать – надо расстреливать. Но то, что делается сейчас, делается с некоторым запозданием и с некоторым смещением в сторону малопричастных персонажей.

Что же касается идеи субсидирования процентов по автокредитам, то в принципе это правильно. Это не попытка дать денег непосредственно кому-то в зубы, а распределить возможную ответственность на субъекты рынка, и это хорошо. Но насколько это поможет российскому автопрому – трудно сказать.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".