Статья
1815 17 марта 2010 0:01

Прощай, культурная Россия!

Министр культуры Александр Авдеев рассказал депутатам Госдумы о положении дел в сфере, за которую ответственно его ведомство. Отчет министра о ситуации с культурой и искусством в стране нельзя назвать утешительным. 30% населения, по словам Авдеева, не имеют доступа ни к библиотекам, ни к театрам и кинотеатрам, ни к музеям и выставкам. Обеспечить эту самую доступность приобщения к культурным ценностям, по мнению Авдеева, могли бы телевидение и интернет, однако, сделать интернет, и особенно российское ТВ «окном в культурное пространство», не такое простое дело.

Накануне выступления Авдеева в Госдуме, спикер нижней платы Борис Грызлов говорил с упреком, что отечественные телепрограммы и фильмы переполнены насилием.

Александр Авдеев на правительственном часе прояснил эту ситуацию. Низкое качество контента российского ТВ обусловлено зависимостью индустрии от рекламных доходов. И избавить телеэфир от «низкопробности» может только переход всех телеканалов на финансирование из госбюджета. «От этого феномена (зависимости телепроизводства от рекламы - АК) уже избавились в Великобритании, и нам не стыдно у англичан поучиться», - заявил министр.

Впрочем, в ближайшей перспективе независимость ТВ от бизнеса видится маловероятной. Александр Авдеев рассказал, что финансирование ведомства недостаточно. По его подсчетам, оно вообще едва сводит концы с концами. «Финансовая, экономическая деятельность министерства в 2009 году проходила в рамках бюджета - 77,7 млрд рублей, это очень маленькая сумма, она не дотягивает даже до 1% государственной казны», - заявил министр. И добавил, что в будущем году будет добиваться увеличения финансирования министерства как минимум, в два раза.

Что уж говорить о телевидении, если театрами российские регионы обеспечены лишь на 42%, а музеями – на 18%. Дело с библиотеками обстоит несколько лучше. Их в стране почти что достаточно. Однако любовь к чтению привить россиянам, они, очевидно, не могут. 40% детей, по данным Минкульта, не имеют любимых книг, а у 40% населения нет книг дома вовсе. Не удивительно, что неграмотность россиян стремительно растет, и поделать с этим ничего невозможно. «Необходимо силами центра и регионов срочно решать эти проблемы, - заявил Авдеев, - потому что пока состояние культуры никак не стыкуется с проектом модернизации страны».

В киноиндустрии дело обстоит столь же непросто, как и с российским ТВ. 70% фильмов в кинотеатрах – иностранные. Сеть проката приватизирована, и рычагов воздействия на нее у министерства нет. Большинство хороших отечественных фильмов так никогда и не увидит в кинотеатрах российская публика, зато многие из них успешно продаются за рубеж. В России же, как правило, показывают дешевое американское кино. Премьеры же отечественных фильмов, получивших фестивальные награды, проходят почему-то в других странах.

Финансирование отрасли невелико настолько, что проект непререкаемой важности - ремонт Большого театра, приходится на время сокращать. Часть денег, а точнее, 70 миллионов рублей, предназначенных для восстановления главной сцены страны, Минкульту пришлось передать в фонд празднования 65-летия Великой Победы. «Потом эти деньги будут возвращены, - пообещал Авдеев, - просто сейчас нам нужно срочно достойно завершить то, что мы обещали ветеранам». Большой театр же будет все равно сдан в срок. Министр культуры обещал, что завершится реконструкция не позже осени 2011 года.

***

Александр Авдеев, сменивший в 2008-м году предыдущего главу Минкульта Александра Соколова, родился в 1946 году. Он карьерный дипломат, владеющий четырьмя иностранными языками. Был заместителем министра иностранных дел, послом в Болгарии и во Франции. Из Парижа Авдеева, к его собственному удивлению, и назначили на министерский пост.

 

Комментарии экспертов

Проблема не в том, что не существует инфраструктуры для внедрения культурных ценностей в массы, а в том, что мы не научились использовать ту инфраструктуру, которая нам досталась от советского времени. Например, в стране сейчас 2,5 тысячи художественных музеев. Это очень много. Но только 5-7 из них реально участвуют активной художественной жизни, а остальные играют роль хранилищ, то есть они выполняют только одну функцию: хранят то искусство, которое у них есть, но никоим образом не вовлекает в этот процесс других людей. Или еще, у нас с советского времени осталась система дворцов культуры, которая практически никак не используется или используется в коммерческих целях (их сдают в аренду для мебельных магазинов и т.д.).

Проблема заключается в том, что когда нет культурной политики, то есть нет вектора, то нет смысла собирать эту инфраструктуру. Инфраструктура собирается не сама по себе (типа «мы сейчас соберём инфраструктуру, а потом заполним её какой-то культурной жизнью»), инфраструктура собирается по ходу дела – тогда, когда начинается эта культурная жизнь.

Наш пермский опыт вообще уникален, потому что власть реально включилась в этот процесс, и она нам помогает. Еще мы делали проекты в Воронеже, Екатеринбурге. И я могу сказать, что зачатки этой инфраструктуры в перечисленных городах есть, и для того, чтобы началась эта жизнь (конечно, нужны деньги т.д.), у министерства культуры должна быть культурная политика. А её нет.

У Авдеева, к сожалению, к культуре ведомственный подход. Например, в Екатеринбурге есть оперный театр, подчинённый министерству культуры, и он его считает. А, например, в Перми тоже театр, который гораздо лучше и получает премии, но не подчиняется министерству культуры, он подчиняется непосредственно местным властям. Для Авдеева этого театра не существует. Этот ведомственный подход – это определённая выборочная позиция, он не хочет отдельных вещей видеть. Мы пытались обращать внимание, например, когда они распределяют гранты, на определенные объекты. Но министр их не видит. Он говорит: «Это не в нашем подчинении».

То есть вместо того, чтобы создавать культурную ситуацию, они пытаются создать корпорацию, типа «дайте нам денег, мы построим рядом с уже существующим хорошим оперным театром, ещё один, но который будет подчиняться непосредственно министерству культуры». Это ложная позиция. Это, наверное, касается и всего остального.

Надо создавать активную культурную жизнь в регионах. Министерство культуры сегодня не приблизилось к тому, чтобы понимать, как это делать.

Что делает большую общность людей нацией? Что позволяет людям, живущим на расстоянии сотни, тысячи километров друг от друга определять единую цель и достигать ее? Конечно, это общая культура. В первую очередь язык, история, и конечно культура в самом широком смысле этого слова - это то, что двигает нас всех вперед, объединяет, и дает нам ощущение того, что мы единая целая нация.
 
К сожалению, в последнее время средства массовой информации увы, в силу вполне известных причин перестают быть носителями культуры. Они становятся носителями того, что называется масскульт и,к сожалению, это явление не дает нам ни общих идеалов, ни общих ценностей, этим не может сплотит нас или дать нам общих целей.

Между тем, Россия, в силу исторических причин, в первую очередь огромного пространства, в том числе наличия огромных малонаселенных площадей, конечно нуждается в поддерживании этой общности, понимания того, что мы - единое целое. И, скажем, ситуация с Украиной, с которой мы политически сейчас не являемся единым целым, но за счет культуры попрежнему с большинством украинского народа являемся двумя частями единого целого, говорит о том, что, к сожалению, когда культурные связи ослабевают, может случиться политический раскол. Такие культурные связи ослабевали в течение последнего десятилетия советской власти и вот, получилось, собственно, то что получилось.

Поэтому на мой взгляд, сейчас очень важно поддерживать общее культурное пространство. А посмотрите, что происходит - на Дальнем Востоке нет филиалов наших замечательных музеев, и надо сказать, что это совершенно не вина наших музеев, а их беда. Нет театров, на спектакли которых хотелось бы ездить, скажем, жителям центральных областей. Людям гораздо дешевле, удобнее, а главное - качественнее ехать лечиться, учиться ли отдыхать в Японию, Китай, Корею или Сингапур. И это огромная проблема, потому что действительно, люди перестают себя ощущать живущими в едином культурном пространстве с остальной страной.
 
Я думаю, что нашей очень важной задачей является сплотить таким образом нацию, чтобы мы ощущали себя едиными. В настоящем у России и нашего народа есть успешный опыт решения подобного рода задач. Собственно, то же Дальний Восток был в свое время буквально четырьмя поколениями людей освоен с огромной скоростью. Американцы продвигались на запад к Тихому овеану со скоростью примерно 30 км в год, а русские по намного более сложному географически и политически пути шли со скоростью 60-70 км в год и смогли, собственно, удержать эту территорию. Я думаю, что мы сможем решить эту задачу, но нам не стоит откладывать ее на потом.

На заседаниях Государственно-патриотического клуба «Единой России», сокоординатором которого является председатель комитета ГД РФ по культуре Григорий Ивлиев, мы не раз обсуждали вопросы культурного наследия, ценностных ориентиров, духовно-нравственного воспитания, в том числе, и с участием министра культуры Александра Авдеева. К сожалению, сегодня мы должны признать, что со стороны министерства не ведется должная работа по продвижению именно ценностных ориентиров, которые были заявлены в предыдущем послании Президента РФ. Если посмотреть на наш кинематограф, деятельность учреждений культуры и на то, какая общая концепция реализуется по культурному воспитанию нового поколения, то оказывается, что никакой концепции просто нет. Сегодня мы все являемся потребителями низкопробной массовой культуры, в том числе таких ее образцов, как фильм «Школа». И все это тиражируется в огромных количествах.

Думается, что определяющем в названии министерства является все же слово «культура». То есть, это не количество проведенных различных биенале, а именно системная работа министерства по формированию в обществе культурных традиций и ценностей, которые являются определяющими для нашего народа.

Хотелось бы услышать, как Минкульт будет реализовывать Послание президента Федеральному собранию, в котором были сформулированы такие основополагающие принципы в сфере культуры, как создание и развитие единого культурного пространства в нашей стране. Таким образом, будет создаваться инфраструктура культуры, и прежде всего в провинции.
Важно сейчас понять, что мы будем делать для того, чтобы наши дети были к культуре приобщены более основательно, чем это происходит в последние годы. Этот круг вопросов и есть самый главный на сегодня. И ответы на него – это не просто описание текущей деятельности министерства. Мы ждем предложений, которые заставили бы изменить отношение к культуре в целом. Для нас определяющим является уже не просто создание отдельных высокохудожественных произведений, а создание культурной среды, в которой воспитывается человек творческий, ищущий, способный воспринять реалии 21-го века. А это будет сделано тогда, когда будет создана среда, в которой человек постоянно вращается.

Именно поэтому нам важно обращение к детям, важно создание общеобразовательной школы с такой системой, чтобы дети не просто формально отбывали уроки литературы или уроки музыки, но своими действиями участвовали в освоении культурного богатства. Вот это участие в культурной жизни – то право, которое надо начинать реализовывать именно с детей. В общеобразовательной школе, в детских школах искусств эта система должна быть не только сохранена, она должна быть закреплена как особенный тип общеобразовательных учреждений. Тип, который оправдал себя во всей предыдущей нашей жизни. Для нас очень важна, конечно, система дополнительного образования, и важно то, что многие деятели культуры, многие люди получили навыки творческой жизни, творческой работы во дворцах культуры, в кружках, в каких-то других неформальных объединениях, для современной жизни тоже весьма и весьма актуальных.

Что касается кинематографа, то, конечно же, принципиально важно, что мы переходим сейчас на другую систему госфинансирования создания и проката фильмов.  Субсидирование, которое сейчас будет осуществлять государство, конечно же, должно происходить таким образом, чтобы мы получили, наконец, те фильмы, которые вызывают интерес у общества. Образы, песни, героев, которые востребованы жизнью. Именно эта направленность кинематографа для нас очень важна. Именно поэтому мы и увеличили финансирование из бюджета в 2010 году, несмотря на все сложности, именно сферы кинематографа. Потому что мы надеемся, что кинематограф как важнейший вид искусства создаст нам эту культурную среду, которая будет необходима для правильного восприятия действительности.

Это означает, что культуре будет придан какой-то новый импульс. Причем, мы ждем не просто слов, мы ждем проектов и программ культурного развития. Обоснованных, с ожидаемыми результатами, с обеспеченным финансированием. Для нас уже недопустим остаточный подход к культуре, потому что мы должны заменить его проектно-программным принципом финансирования. Когда нам понятна программа, очевидно, мы сможем в государстве, в обществе найти средства реализации такой программы. Когда ясен позитивный мотив влияния культуры на детей, конечно же, общество найдет эти средства, и мы очень надеемся, что именно эти политические моменты будут подчеркнуты в выступлении главы Минкульта в Государственной думе, и мы найдем какие-то новые импульсы для того, чтобы продвигать развитие нашей культуры на новом информационно-технологическом уровне. Наши претензии к телевиденью с недостаточным его влиянием на культурную в жизнь – они, в принципе, обоснованы, и конечно мы будем ждать от телевидения, что оно станет институтом,  имеющим в содержании своем культуру, и целью своей ставящим своей целью ее развитие.

 

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".