Комментарий
1253 24 апреля 2009 0:00

Просвещение 2.0

Кирилл Мартынов обозревательКирилл Мартынов

Кирилл Мартынов
обозревательКирилл Мартынов

Возрождение религии в современном обществе является следствием провала проекта Просвещения. Этот тезис - трюизм. Провала, однако же, весьма специфического. Просвещение исходило из той точки зрения на вещи, что человечество может и должно целиком выйти из состояния младенчества и стать совершеннолетним. То есть самостоятельно нести ответственность за свою судьбу: каждый человек, лично, сам, без опоры на костыли авторитетов, без протезов догматов. И это касалось всех, а не только какого-то избранного меньшинства.

Но все туда не пошли. Люди не захотели взрослеть. В этом стремлении «быть глупыми и иметь работу» у них нашлись мощные союзники в лице корпораций. Nike и Coca-Cola не особенно стремятся к тому, чтобы человечество взрослело, — это, по-моему, очевидно. Оборотной стороной этого процесса и стало усиление роли религии. Банальная вещь — религия делает невозможным взросление. Пока твой отец не умер, пока ты можешь ежедневно обращаться к нему за помощью и защитой во всех трудностях, пока ты можешь благодарить его за все доброе, что с тобой происходит, — ты остаешься ребенком. Отец, которого дает человеку религия, живет вечно. Человечество всегда остается его сыном. Человечеству не грозит одиночество — состояние, знакомое лишь взрослым.

Для тех, кто все же поверил Просвещению, религиозный опыт выглядит бессмысленной попыткой накинуть шоры на глаза, которые только начали привыкать к свету. К свету, который попеременно становится то солнцем у пещеры Платона, то лампой в пыточной комнате гестапо. Умение не отводить взгляда стоит дорогого в обоих случаях, но и шоры выглядят настоящим издевательством. И вот вы стоите между пещерой и пыточной, а мимо вас бредут караваны слепцов, которые ведут слепцы. Орать им вслед бесполезно, несмотря на то, что именно этому вас учили в школе. Сладостей, пригодных для их детских желудков, у вас все равно нет. Да и вообще — любых сладостей. Ни рыбы, ни хлебов. Вырывать насильно человека из состояния вечного детства — подло. Запомним это.

И вся эта сцена заставляет Просвещение кривляться. Его надежда сегодня уже связывается не со всеобщим взрослением, но с «креативным классом». Цель которого состоит отнюдь не в том, чтобы уничтожить другие классы, а в том, чтобы получить власть. Такую власть, чтобы вам дали, наконец, спокойно наслаждаться вашей культурой, стремиться все знать, все понимать, уважали и советовались. И уже не трогали, не требовали каких-то обязательств по отношению к «малым сим».

В основу этого нового Просвещения ложится классовое сознание, причем в совершенно немарксистском смысле. Марксисты использовали этот термин как инструмент. Классовое сознание у них служило целям установления бесклассового общества и конечного торжества Просвещения. Новое Просвещение желает лишь этого огораживания садов культуры от злых и бесчувственных подростков, обутых в кроссовки Nike, хохочущих и пьющих Coca-Cola. Некоторые надежды тут связывались с новыми технологиями коммуникаций, прежде всего, интернетом. Но интернет уже сегодня очевидным образом разделен на сектора. И для большинства он представляет собой огромных «Одноклассников».

Религиозный ренессанс и высокие заборы культуры для избранных кажутся мне одинаково неприятными. Может быть, битва классического Просвещения еще не проиграна? Когда-то человечество совершило гигантский рывок вперед, сделав письмо и чтение всеобщим навыком через сеть государственных школ. Конечно, государства тогда преследовали в первую очередь собственные интересы. Но может быть, сегодня они смогут сослужить еще одну добрую службу Просвещению, обязав школьников учиться самостоятельно думать, анализировать факты, предлагать гипотезы и коммуницировать с другими людьми. К чтению и письму, которым мы учимся в средней школе, нужно просто добавить еще два несложных навыка. Тогда мы сможем немного подрасти.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".