Статья
15954 15 февраля 2018 17:49

Провал Грудинина: что будет дальше?

Кандидат в президенты от КПРФ Павел Грудинин довольно резко стартовал в президентской гонке. Неизвестному широкой публике политику в первом же социологическом опросе удалось показать результат 7,2%. Коммунисты предвкушали дальнейшее усиление позиций своего кандидата, однако этого не произошло. Спустя месяц рейтинг Грудинина вырос всего лишь на 0,1%, то есть он стагнирует. Почему предвыборная кампания и агитация не дают результата? Какие ошибки были допущены? Об этом «Актуальные комментарии» спросили политологов и политтехнологов.

Шквал критики

Одна из главных проблем кампании Грудинина — неумение работать с критикой, которая обрушилась на кандидата от КПРФ в 2018 году.

Сначала конкуренты вспомнили его метания по партиям. В конце 90-х Грудинин состоял в «Единстве». На выборах в Мособлдуму в 2007 году баллотировался от «Единой России». Но уже через три года вышел из партии и заявил о готовности вступить в ЛДПР. Но через несколько лет пошел в депутаты Госдумы и подмосковного парламента от КПРФ и не прошел).

Потом разразился скандал в связи с тем, что в его совхозе имени Ленина, люди якобы остались без жилья. При этом самого Грудинина критиковали за «дворцы в Испании».
Вспомнили и про зарубежные счета Грудинина, о которых кандидат почему-то не уведомил ЦИК во время регистрации. К урегулированию скандала пришлось подключаться даже пресс-службе КПРФ.

Все эти конфликты не идут на пользу политику.

Слабые места

Эксперты называют разные причины, по которым кампания кандидата от КПРФ не может набрать обороты и сдвинуть его рейтинг с мертвой точки.

Так, в докладе Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) отмечается, что первоначальные ожидания, что Грудини может стать сильным кандидатом, не оправдались. По мнению гендиректора АПЭКа Дмитрия Орлова, у кампании Грудинина два слабых места: она началась слишком поздно, а сам кандидат в ее ходе предстал как узконишевый продукт, пишут «Ведомости».

Однако политолог Марат Баширов отметил «Актуальным комментариям», что пока еще тяжело судить о том, проваливается кампания Грудинина или нет. «Фактически мы еще не увидели реальной агитационной кампании. Она начинается с субботы, когда открываются эфиры средств массовой информации, в том числе и бесплатные», — отметил Баширов.

Главной ошибкой Грудинина он назвал «неконтролируемые публичные выступления».

«Он не слушает свою пресс-службу, консультантов, которые отвечают за публичную часть. Он часто начинает объяснять вещи, которые получили вторичное, третичное использование. Последняя история — про его счета. Можно сформулировать четкий и короткий ответ и все время его повторять, не растекаться мыслями по древу. Он все время пытается что-то объяснить, порождаются новые инсинуации. Складывается ощущение, что он врет», — сказал Баширов.

С Башировым согласен и Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов. «Он нудно и длинно говорит, он не похож на коммуниста, он не тратит деньги на кампанию и самое главное — он не умеет общаться со СМИ и держать удар. Думаю, он уже жалеет, что решил поиграть в кандидата в президенты», — отметил Смирнов.

Кстати, в шоу «вДудь» Грудинин уже заявлял, что пожалел о своем участии в этой «грязной кампании».

По мнению Смирнова, команда Зюганова также изрядно мешает Грудинину, работая спустя рукава и сдерживая возможные современные инновации по принципу «Зюганов так не агитировал, и этот не будет!». И не случайно сегодня бессменный лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что не планирует передавать руководство КПРФ Грудинину после выборов. Ведь кандидат от КПРФ не является членом этой партии.

Смирнов среди промахов Грудинина назвал тот факт, что он не вступил в партию, не оказал ей и региональным отделениям КПРФ публичную и весомую материальную помощь. «Да хотя бы по 10 миллионов в каждый регион, не нанял хорошую пресс-службу и не представил четкую и простую программу. Короче повторяет все ошибки Прохорова, за исключением швыряния денег, так как он видимо скуповат», — заметил Смирнов.

Политтехнолог Валентин Бианки считает, что кампания идёт настолько странно, что есть подозрение, что она изначально нацелена на минимальный результат. Он также обратил внимание на риторику Грудинина. «Из главных странностей — полное несовпадение риторики (в части сталинизма) и изначально органичного его биографии образа (современный социал-демократ, „накормлю всех клубникой“)», — отметил Бианки.

Политтехнолог также отметил отсутствие вменяемых инициатив в сочетании с проблемами с юридическими формальностями (счета и т.п.). Еще один минус — ожидаемо плохая мобилизация актива в регионах накладывается на неяркую кампанию. «В итоге все вышесказанное приводит к тому, что складываются не мотивы голосования „за“ (часть за то, что коммунист, часть за то, что современный, часть, потому что против Путина, часть, потому что сумел бизнес сделать), а противоположные», — отметил Бианки.

Изначальный же рост рейтинга Грудиниа связан с набором известности. «В принципе, если бы вдруг кандидат от КПРФ поменял фамилию за сутки до голосования, то все равно бы набрал 5% — не сильно меньше чем сейчас рейтинг Грудинина. В то же время наберет он несколько выше рейтинга, просто на умеренно протестном голосовании», — заключил политолог.

Возможно, ситуация изменится после старта агитационной кампании на основных федеральных телеканалах. Грудинин в передаче у Соловьева держался уверенно, что может помочь во время дебатов с такими сильными полемистами как Жириновский и Собчак. Однако пока, по мнению экспертов, прошедший месяц для кандидата от КПРФ можно назвать потерянным. Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".