Статья
1959 23 июня 2014 19:37

Прозрачность против коррупции

Восприятие чиновника в российском обществе постепенно меняется. Сказывается улучшение ситуации в сфере госуслуг, появление всевозможных электронных сервисов. Однако в общественном сознании все еще остается представление о чиновнике как о лице, подверженном коррупционному риску.

Разубедить всех скептиков в обратном невозможно, да, наверное, и не нужно - окончательно побороть коррупцию вряд ли удастся. Но можно попытаться создать условия, когда задействовать нелегальные схемы чиновнику будет сложно и невыгодно. Для этого  главными принципами взаимоотношений общества и власти должны стать открытость и прозрачность.

Такую позицию разделяют в Департаменте по развитию конкуренции города Москвы. В июне в рамках Общественного Совета по развитию конкуренции здесь состоялся круглый стол с участием правозащитников и представителей общественных организаций. Обсуждалась тема городского заказа. Глава Департамента Геннадий Дегтев предложил участникам встречи вместе подумать над тем, какие мероприятия необходимы для профилактики эффективности закупок в Москве, какие технологии могут помочь снизить коррупционные риски, как выработать единые подходы к созданию антикоррупционных рейтингов.

Что касается рейтингов восприятия коррупции, то, как выяснилось в ходе встречи, в Москве ситуация более благополучная, чем в других регионах. По данным Ассоциации адвокатов России за права человека, подготовившей уже 6-й ежегодный доклад по коррупции в России, меньше всего у экспертов возникает вопросов как раз к московским чиновникам. Сказывается, вероятно, и работа многофункциональных центров в режиме одного окна, и проверка чиновников на детекторе лжи, и внедрение электронной системы городского заказа. Правда, когда речь заходит о госзакупках, чиновникам не избежать жалоб, признает председатель ассоциации Мария Баст.

«Но чиновник тоже не должен все время оправдываться. Иногда человек юридическую проблему выдает за коррупцию. Он просто проиграл тендер и не получил заказ. Но, несмотря на то, что все было законно, проигравший во всем винит коррупционеров. Противопоставить этому можно только прозрачность и открытость», - заявила Мария Баст в ходе круглого стола.

За открытость высказываются и чиновники. Они и сами хотели бы выяснить, по каким критериям население оценивает их деятельность. Заместитель руководителя Департамента по конкурентной политике Василий Жуков в частности заявил: «Важно понять, каковы эти критерии и по ним максимально предоставить населению информацию».

Применительно к госзаказу участники встречи акцентировали внимание на том, чтобы обеспечить контроль за его исполнением, поскольку важен именно результат – качественные дороги, надежное оборудование, своевременно законченное строительство.

«У нас фактически отсутствуют методы контроля за исполнением контракта. Если речь идет о поставках какого-либо оборудования, то результат должен быть опубликован – вплоть до фотографий, что оборудование поставлено. И если общественным организациям дать возможность участвовать в приемке, то и общественное мнение изменится», - заявил в ходе встречи Виталий Зарудин, председатель координационного совета общественной организации «Безопасное Отечество». Нужно только дать им полномочия, хотя бы в пределах органов исполнительной власти для контроля, оценки условий закупки и ее исполнения, считает эксперт.

Глава Департамента Геннадий Дегтев тоже высказался за общественный контроль. «На сегодняшний день мы с коллегами стараемся найти механизмы, чтобы осуществлять не только обсуждение проблемных зон, но и посмотреть, какие можно было бы провести контрольные закупки с участием, в том числе общественных организаций», - отметил он.

Правда, как выяснилось в ходе диалога, общественники, по их собственному признанию – тоже не панацея, поскольку встает вопрос подготовки, объективности и компетентности экспертов от общественности.

«Независимо от каких-либо информационных систем, инструментов, ресурсов и законодательных актов, которые существуют для регулирования и контроля в данной сфере, все-таки у нас с подрядчиками и заказчиками работают люди», - констатировал Антон Назаркин, председатель оргкомитета Национального рейтинга прозрачности закупок. Если двигаться в сторону экспертных советов, которые будут ассимилироваться закупочными органами, то ситуация будет, по мнению Антона Назаркина, схожая с той, когда внутренний сотрудник может быть заинтересованным в поставщике и лоббировать его интересы.  «Это мы ярко видим на примере Европейского Союза, - у них информации о закупках практически нет», - указал председатель оргкомитета

При этом он отметил, что в российских реалиях есть ресурс zakupki.gov.ru,  с которым можно работать: как бизнесу, планируя свои ожидания, так и контролирующим структурам. Контроль хоть и не реализован в единой системе, но отдельные заказчики уже публикуют на своих собственных ресурсах отчеты о проделанной работе в форме презентаций, письменных и фотоотчетов.

«В этом плане пример Москвы по опыту сотрудничества в рамках рейтинга прозрачности как раз показывает, что одной из основ эффективного функционирования системы закупок является информационная среда. Если мы говорим о системе ЕАИСТ (Единая система торгов г. Москвы), то у любого заказчика благодаря ей есть инструмент, чтобы оперативно выстраивать закупочную деятельность», - отметил Назаркин.

Информация нужна и бизнесу, о чем неоднократно говорили эксперты, чтобы планировать свое участие в  госзакупках. Но даже уже существующие базы данных нужно популяризировать среди граждан и внедрять системы обратной онлайн-связи.

По итогам встречи глава Департамента по конкурентной политике пообещал наряду с улучшением информационной среды организовать сотрудничество с наблюдательными экспертными комиссиями, чтобы придать закупочному процессу большую открытость и прозрачность. Тогда, возможно, и общественное мнение в отношении госзакупок и чиновников изменится в лучшую сторону. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".