Статья
8786 26 ноября 2014 11:49

Подписан указ о дактилоскопии для иностранцев

Президент России Владимир Путин во вторник подписал указ, согласно которому для получения российской визы теперь необходимо сдавать биометрические данные. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно указу, с 10 декабря 2014 года при оформлении визы для въезда в Россию или транзитной визы все иностранцы и лица без гражданства будут обязаны пройти сканирование папиллярных узоров всех пальцев рук. До 5 декабря о нововведении будут проинформированы российские посольства во всех государствах. Ответственность за организацию сбора биометрических данных возлагается на МИД и ФСБ России.

В пояснительной записке к документу отмечалось, что «снятие биометрических данных заявителя позволит повысить эффективность работы силовых ведомств, в том числе в целях пресечения нелегальной миграции и недопущения въезда на территорию Российской Федерации лиц, подозреваемых в террористической деятельности».

МИД России еще в январе этого года представил проект указа, а саму процедуру предлагалось ввести еще с 1 июля. «Реализация указа позволит своевременно принять ответные меры в связи с планируемым введением в 2015 году государствами — членами ЕС обязательной процедуры снятия отпечатков пальцев российских граждан, обращающихся за визами», — говорилось в пояснительной записке.

Напомним, 2014 год был богат на инициативы, направленные на усовершенствование миграционной политики в России.

Разговоры необходимости дактилоскопии для мигрантов начались еще в апреле текущего года и легли в основу принятого закона. Федеральной миграционной службой (ФМС) было предложено снимать отпечатки пальцев не только у самих иностранцев, но и у их детей, достигших шестилетнего возраста.

Также весной этого года на рассмотрение в Совет Федерации был предложен законопроект, обязывающий трудовых мигрантов сдавать экзамены на знание русского языка и истории. После многочисленных редакций и доработок этот законопроект все-таки был одобрен Советом Федерации.

Согласно документу, cдавать экзамен на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ придется тем, у кого нет документа об образовании, выданного государством СССР до 1 сентября 1991 года. По мнению зампреда комитета палаты по Конституционному законодательству Людмилы Боковой, принятие данного закона позволит «облегчить культурную и языковую адаптацию иностранных граждан в РФ». 

Между тем, по данным ФМС России, сейчас в стране находится 11 миллионов иностранных граждан, причем только за десять месяцев этого года им было выдано более миллиона разрешений на работу. Точных цифр по количеству, например, граждан Узбекистана, трудящихся в России, никто не озвучивает — СМИ приходится оперировать официальными данными только за 2012 год, согласно которым в РФ трудилось 2,3 миллиона узбеков, 1,1 миллиона таджиков и 540 тысяч киргизов. На самом же деле эти цифры, учитывая и количество нелегалов, количество которых сама ФМС оценивает в 3,7 миллиона человек, можно могут быть гораздо больше.

Кроме того, на сегодняшний день количество мигрантов еще больше увеличилось за счет приезжих из Украины, которым работодатели отдают предпочтение перед узбеками и таджиками, поскольку гости с Незалежной лучше владеют русским языком и имеют более высокую квалификацию. Как утверждает «Радио Азаттык», многие приезжие из Средней Азии жалуются, что в Центральном федеральном округе в силу сложившихся обстоятельств им практически прекратили выдавать разрешения на работу.

К слову, количество мигрантов к 2050 году может увеличиться в два раза и составить половину населения России. Об этом говорится в докладе, подготовленном Институтом национальной стратегии.

По мнению авторов документа, уровень «накопленной» миграции уже сейчас приближается к 30 миллионам человек, так как в официальную статистику ФМС попадают далеко не все приезжие. Кроме того, ученые отметили, что принимаемые властями действия в сфере миграционной политики, способны лишь ухудшить ситуацию.



Комментарии экспертов
Проблема возрастающей миграции в России с каждым годом становится все острее. На мой взгляд, уже есть определенное решение этой проблемы — это закон № 357 от 24 ноября, который заменяет квоты для ближнего зарубежья патентами для работы у юридических лиц. Этот закон сейчас надо внимательно изучать как мигрантам, так и работодателям, потому что все, кто приезжают из Ближнего Зарубежья (то есть в безвизовом режиме) для работы в Россию, будут подчиняться этому закону.

Безусловно, тот уровень миграции, который мы сейчас имеем, необходимо ограничивать, поскольку мигрантов, которые приезжают в Россию, так или иначе нужно привязывать к трудовому рынку.

В этом направлении требуется провести ряд важных процедур, в частности, по противодействию коррупции на этом рынке. Тот закон, о котором я говорил ранее, может существенно поспособствовать уменьшению коррупционных отношений в этой сфере, поскольку за последние годы мы видели, как расцвел новый бизнес по торговле квотами.

С 1 января следующего года этот закон начнет действовать. Он может принести немалую пользу в плане улучшения миграционной политики. Речь идет о регуляции миграционных потоков, которая позволит мигрантам больше соответствовать российским потребностям на рынке труда. Кроме того, он будет способствовать уменьшению нелегальной части миграции.

В то же время сейчас существует проблема, вызванная кризисом на Украине: я имею в виду приток украинских беженцев, которые тоже нуждаются в трудоустройстве. Хочу отметить, что есть определённые меры правительства, которые стимулируют получение разрешительных документов для украинцев: это разрешение на работу, получение вида на жительство, гражданства. На мой взгляд, это направление должно быть приоритетным, так как речь идет о выходцах из Украины, то есть носителях русского языка.

Между тем на вопрос о том, насколько эти меры позволят вытеснить азиатскую трудовую миграцию, ответить довольно сложно, так как это зависит не только от уполномоченных государственных структур.

Здесь могут играть роль множество факторов. Во-первых, количество приезжих украинцев и приезжих из азиатского направления — Узбекистан, Таджикистан, Киргизия — абсолютно несопоставимо.  Во-вторых, в этом вопросе немалую роль играет и фактор востребованности у работодателя. Ведь работодатель нуждается в относительно дешёвой рабочей силе, и в этом смысле российские мифы о работорговле — это уже не просто мифы, а реальность. Особо остро это проблема встает сейчас, когда в условиях кризиса работодатель пытается снизить себестоимость своей работы.

Всем известно, что экономика стран Средней Азии во многом существует за счет подоходного налога, переводимого трудовыми мигрантами. Это факт. В 90-е годы Россия также пополняла свой бюджет за счет того, что значительная часть российских граждан работала в Европе, Греции, Арабских Эмиратах и т.д.

Дело в том, что большую часть из заработанных в России денег мигранты оставляют здесь, потому что работодатели выдают им, как мы знаем, не 50% зарплат, или не более 30% из того, что они вкладывают здесь. И в лучшем случае у них остается 20%  (а то и 15%)  зарплаты, которую они переправляют своим семьям. Но и эти средства, безусловно, дают возможность таким государствам, как Узбекистан, Таджикистан, Молдова и т.д, дополнительные возможности. И, слава богу, что сейчас основные денежные переводы идут легально.

Я считаю, что, если будут введены визы для ближнего зарубежья, миграция все равно так просто не остановится, а лишь уйдёт в тень. И заработные платы трудовых мигрантов будут переводиться, только опять же не официально, как это делается сейчас, а в карманах этих перевозчиков. Поэтому одним лишь государственным регулированием вопроса миграции проблема решена не будет.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".