Статья
11235 5 июня 2014 16:39

Работников искусств лишают дома

В Москве располагается знаменитый Центральный дом работников искусств. Его знает и любит не одно поколение ценителей культуры. Созданный еще в 1930 году, он стал единственным Домом в России, объединяющим все виды и жанры искусства. В его наблюдательный совет входят деятели культуры, известные всей стране. Ежедневно в ЦДРИ проходит минимум два мероприятия, среди которых концерты, спектакли, детские студии, поэтические вечера и много другое. Не бывает дня, чтобы ЦДРИ простаивал - он всегда полон людей.

За всю историю своего существования он не закрывался никогда: даже в годы Великой Отечественной войны отсюда театральные бригады отправлялись на фронт. Пережил он и перестройку 80-х, и 90-е с их отсутствием денег на культуру, но, как оказалось, настоящая драма для этого просветительского центра разыгрывается сегодня.

Дело в том, что ЦДРИ находится в лучшем месте в Москве. Кузнецкий Мост – самая лакомая площадка для девелоперов. Руководству ЦДРИ неоднократно предлагалось сменить место дислокации, переехать на другие площади. Но так как по сути это общественная организация, ЦДРИ всегда отказывался, называя это здание визитной карточкой Москвы и российской культурной жизни.

В связи с тем, что работники культуры отказывались съезжать из здания, а попытки поменять руководство со стороны предыдущего московского правительства были неудачными, то желающие заполучить историческое здание пошли другим путем. Так, по крайней мере, расценивают ситуацию сами работники культуры.

Факт же в том, что 31 октября 2013 года на директора-распорядителя ЦДРИ Смирнову Елену завели уголовное дело. Следователем по нему являлся Максим Кондратенко. Смирнову обвиняют в нанесении ущерба историческому зданию из-за «серых», по мнению следствия, схем работы с арендодателем. Кратко версия следствия сводится к тому, что некий господин Киршонков подыскивал арендаторов для некоторых хозяйственных помещений дома искусств. После чего он называл арендатору цену помещений, но в сам ЦДРИ отдавал несколько меньшую сумму.

Оперативники посчитали, что таким образом ЦДРИ наносится ущерб. Киршонкова задержали с целью получения показаний против Смирновой. В качестве «наживки» в расследовании выступала майор ГУЭБ и ПК МВД Петрушина – оперативник знаменитого 51 отдела Департамента экономической безопасности, известного громкими делами, связанными с провокациями взяток в связи с печально известным генералом Денисом Сугробовым. Однако от Киршонкова оперативники результатов не добились, хотя дело на руководителя ЦДРИ по факту превышения ею своих полномочий все равно завели.

При этом признавать ущерб, нанесенный зданию, наблюдательный совет ЦДРИ отказался. Не помогли в этом и обращения за показаниями к членам набсовета, среди которых такие мэтры культуры, как Марк Розовский, Борис Грачевский, Александр Панкратов-Черный, Лариса Лужина, Людмила Максакова – дело все рано передали в прокуратуру.

2 июня СК РФ сообщил о завершении расследования уголовного дела о мошенничестве и подкупе в отношении Смирновой и Киршонкова, им грозит до семи лет лишения свободы.

Вот что говорит адвокат Смирновой, Елена Маркемьянова: «Мне непонятна позиция следствия, которое в нарушение ст. 23 УПК РФ (отсутствие вреда организации) без согласия правления ЦДРИ принимает решение о возбуждении уголовного дела в отношении Смирновой. Следователь по закону перед возбуждением дела должен был собрать собрание правления организации, но этого не было сделано». По словам госпожи Маркемьяновой, 6 мая собрание состоялось, но по инициативе самого правления, и «все единогласно проголосовали против возбуждения уголовного дела». Адвокат также отметила, что пленум Верховного суда запретил провокации взятки, пишет «Коммерсант».

Адвокатам пришлось обращаться в прокуратуру с ходатайством о прекращении уголовного дела в отношении нее и ее доверенного лица Евгения Киршонкова, сообщило агентство РИА Новости.

«Мы ознакомились с материалами дела, в нем есть обращение сопредседателя правления Сергея Яковенко с требованием прекратить уголовное преследование, потому что не было согласия ни правления ЦДРИ, ни его членов на возбуждение уголовного дела, что в таких случаях обязательно. Получается, что следователь возбудил дело вопреки своим полномочиям: дело должно было быть возбуждено по заявлению организации, но она (организация) согласия на это не давала», — сказала адвокат Елена Маркемьянова.

По словам Маркемьяновой, ходатайство защиты Смирновой о прекращении дела в связи с незаконным возбуждением направлено в прокуратуру Москвы.

Ранее другой адвокат Елены Смирновой Юрий Ельмашев заявлял в эфире «Русской службы новостей», что видит цель следствия в дальнейшем присвоении расположенного в центре Москвы здания.

«Важно, что само уголовное дело заведено незаконно, без заявлений учредителей данной организации. Самое интересное, что здание находится в центре Москвы, а расследованием занимается следственное управление Следственного комитета по Юго-западному округу», – пояснил адвокат. Он также добавил, что, по его мнению, постепенное присвоение здания ЦДРИ осуществляется по стандартной схеме.

«У меня складывается устойчивое мнение, что это рейдерский захват здания в центре Москвы. Здесь применяется классическая схема. Сначала они попытались отобрать здание изнутри, попытавшись поменять состав учредителей и директора распорядителя незаконно. Ничего не получилось. Потом попытались использовать государственные органы. Были у нас и всевозможные проверки», – подытожил он.

Здание Центрального дома работников искусств расположено в самом центре Москвы и представляет огромный финансовый интерес, считает режиссёр и художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский.

«Такое впечатление, что в Елене Смирновой нашли козла отпущения. Происходящее сейчас вокруг ЦДРИ можно назвать наездом. Мы знаем Смирнову как честного и абсолютно профессионального работника. Она многие десятилетия руководила ЦДРИ. К тому же всё это происходит в год культуры», — пояснил Розовский «Русской службе новостей».

Среди экспертов высказываются серьезные сомнения, что попытки через уголовное дело повлиять на переезд коллектива в другое помещение будут иметь успех. Наблюдатели сомневаются, что кампания против ЦДРИ может найти какую-то моральную поддержку со стороны московских властей – во-первых, мэр столицы Сергей Собянин против застройки исторического центра, а во-вторых, культурная политика сейчас возведена в статус приоритетной.

Все члены Наблюдательного совета Центрального дома работников искусств обратились за помощью к президенту России.

«Просим Вас, Главу государства и гаранта Конституции, лично вмешаться в ситуацию, остановить незаконное преследование Смирновой Е.В., предотвратить рейдерский захват ЦДРИ, защитить Дом и, по возможности, принять нашу делегацию деятелей искусств», -  говорится в заключении письма, подписанного более чем семью тысячами деятелей искусства, культуры, науки и представителей общественности.

Комментарии экспертов

Все сомнительные расследования и подставные ситуации в отношении Смирновой осуществляются для того, чтобы каким-нибудь способом отобрать у нас Дом искусств. Причём, это не первая попытка. Их было множество, и мы отбивали их по разным поводам. Убеждены, что в стране должны найтись деньги для восстановления и реставрации Дома искусств.

На реставрацию множества церквей находят деньги, и их берут не из казны РПЦ, а из госбюджета. Дом искусств —  точно такой же, он принадлежит нам всем, а не конкретному лицу. Просто сейчас у нас всех хотят отнять здание, которое находится в центре города. А это здание — наша гордость, наша жизнь. Я ещё 35 лет назад начинал здесь свою карьеру.

Всё, что сейчас происходит — абсолютно неправомерно. Это касается и Дома искусств, и домашнего ареста его директора - Елены Смирновой. Всё выглядело ужасно: она подвезла следователей, а они её арестовали. И вообще, это какая-то загадочная история. Я убеждён, что и во главе угла стоит совсем другое: кто-то положил глаз на здание в центре Москвы. Понятия не имею и не хочу даже знать, кто это.

Я хочу только одного — чтобы Дом искусств жил, и в нём, как и прежде, могли собираться творческие люди, у них была возможность творить и создавать. И наши дети скажут спасибо, если мы добьёмся, чтобы здание отреставрировали и не отдали на растерзание.

Требование одно – чтобы Дом искусств сохранил своё предназначение, чтобы нашли тех, кто хочет завладеть зданием и придумывает невероятные истории, из-за которых директор оказался под следствием. Кто-то в упор не хочет замечать, что Дом искусств в последнее время не только ожил творчески, но и начал функционировать при резком сокращении аренды помещений. При этом производятся ремонтные работы. Уже привели в порядок служебные помещения, гримуборную, что даёт дополнительные возможности для творческой деятельности. До прихода Смирновой помещений в аренду сдавалось гораздо больше, а само здание ветшало и приходило в упадок.

Спрашивается, кто в это время стоял и «крышевал» Дом искусств, и куда делись деньги от аренды? Как только Дом ожил и у кого-то отняли кормушку, сразу начались всевозможные судебные тяжбы. Естественно, кто-то положил глаз на здание.

У нас одно требование — сохранить функцию и предназначение Дома искусств, не реформировать органы управления. Директора или одну маленькую группу людей можно подкупить, но когда домом коллегиально управляет правление около ста человек, то невозможно принять ангажированное решение.

Кстати, чтобы расширить коллегиальность, впервые решили расширить количество сопредседателей до пяти человек.
На сегодняшний день в Доме искусств проводится четыре-пять творческих мероприятий как российского масштаба, так и международного.

Мы обращались в различные инстанции, но, видимо, кому-то нужно Дом искусств развалить, разорить и использовать здание в своих целях.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".