Статья
4986 4 мая 2023 16:36

Раскол ЕС: риски отказа от права вето

В Евросоюзе создали группу из девяти стран, которая будет продвигать реформу основополагающего принципа голосования по внешней политике и политике безопасности. Решения по этим вопросам сейчас принимаются по правилу единогласия и могут быть заблокированы одним членом ЕС. Реформа предлагается для того, чтобы одна страна не смогла при помощи права вето заблокировать какие-либо политические решения Евросоюза.

Какие страны входят в группу

Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Словения и Испания. Эти страны составляют недавно созданную «Группу друзей по голосованию квалифицированным большинством». 

Кто автор инициативы

Инициатива появилась еще в прошлом году, ее предложил Верховный представитель европейской дипломатии Жозеп Боррель. 

«Если страны заранее знают, что окончательное решение может быть принято квалифицированным большинством голосов, у них появляется стимул к переговорам, созданию союзов и формированию консенсуса», — написал Боррель в своем блоге в прошлом году.

Предложение поддержали глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, канцлер Германии Олаф Шольц, лидер итальянской Демократической партии Энрико Летта. В частности, Шольц в конце августа прошлого года выступил с громкой речью, призвав к масштабному расширению ЕС — но только после существенных изменений в деятельности блока. Несколько недель спустя председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен включила эту тему в свою ежегодную речь о положении в ЕС.

Кому это выгодно и для чего делается

Реформа выгодна странам с антироссийской риторикой для продвижения антироссийских инициатив. Группа утверждает, что спецоперация России на Украине «спровоцировала тектонические геополитические сдвиги, которые являются достаточно вескими причинами для начала обзора и постепенного перехода от единогласия к квалифицированному большинству». Такое требование, которое применяется к подавляющему большинству областей политики ЕС, таких, как действия по борьбе с изменением климата, цифровое регулирование, единый рынок и миграция.

«Внешняя политика ЕС нуждается в адаптированных процессах и процедурах, чтобы укрепить ЕС как внешнеполитического субъекта. Улучшение процесса принятия решений также является ключом к тому, чтобы сделать ЕС пригодным для будущего», — говорится в кратком заявлении девяти стран, опубликованном 4 мая.

Суть инициативы 

Инициатива заключается в том, чтобы переделать процесс принятия решений «прагматичным образом, сосредоточив внимание на конкретных практических шагах и опираясь на положения, уже предусмотренные» в договорах ЕС.

В заявлении, однако, не рекомендуются конкретные области внешней политики, такие как санкции или военная помощь, в которых должно применяться квалифицированное большинство, а не единогласие.

Страны обещают «прозрачно» делиться своими будущими обсуждениями со всеми 27 государствами-членами и координировать свою работу с институтами ЕС.
Между тем девять государств, составляющие «Группу друзей по голосованию квалифицированным большинством», сами по себе не могут обеспечить квалифицированное большинство, поскольку для этого необходимо, чтобы 15 государств-членов представляли не менее 65% всего блока.

Действующая законодательная база

Процедуры голосования в Совете Европейского Союза описаны в договорах ЕС. В настоящий момент единодушие требуется для принятия решений по следующим вопросам:

— общая внешняя политика и политика безопасности (за исключением некоторых четко определенных случаев, требующих квалифицированного большинства, например, назначение специального представителя)
— предоставление новых прав гражданам ЕС
— членство в ЕС
— гармонизация национального законодательства о косвенном налогообложении
— финансы ЕС (собственные ресурсы, финансовая структура)
— отдельные положения в области юстиции и внутренних дел (европейский прокурор, семейное право, оперативное полицейское сотрудничество и т. д.)
— гармонизация национального законодательства в сфере социального обеспечения и социальной защиты.

Эти вопросы, как говорится на сайте Евросовета, считаются странами ЕС «деликатными». При этом воздержание не является препятствием к принятию решения.

Предпосылки

Дебаты о квалифицированном большинстве и единогласии постепенно набирали обороты в последние годы и обострились после начала Россией спецоперации. После этого в ЕС был «запущен трансформационный период», который заставил альянс «заново изобрести свою политику и сломал давние табу», пишет Euronews.

За последние 15 месяцев были моменты, когда право вето использовалось только одним членом ЕС. Венгрия, в частности, подверглась резкой критике за то, что она заблокировала решение о Запрете на территории ЕС на импорт российской нефти и пакет в 18 млрд евро для Киева. В конечном итоге вето было снято, но только после того, как односторонние требования Будапешта были полностью выполнены. Еще одна причина критики Венгрии — требование исключить патриарха Кирилла, главу Русской православной церкви, из списка санкций ЕС.

Всё это создало предпосылки для реформы голосования и отказа от единодушия в пользу квалифицированного большинства по внешнеполитическим решениям. 

Перспективы

Евросоюзу будет сложно провести такую реформу, так как ее одобрение тоже требует единодушия. В реализации реформы не заинтересованы не только Венгрия, но и Польша, а также Дания и Швеция, сообщал участник комитета Европарламента по конституционным вопросам, французский депутат Жилль Лебретон. Европейские чиновники также не испытывают оптимизма в отношении реформы. В частности, об этом сообщал Министр по европейским делам Чехии Микулаш Бек.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".