Статья
1979 29 октября 2008 0:43

Ратификация договоров о дружбе и сотрудничестве с Абхазией и Южной Осетией

29 октября Государственная Дума ратифицировала Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Абхазией и Южной Осетией. Эти документы были подписаны в Москве 17 октября 2008 г. Они создают правовую основу для пребывания на территории Абхазии и Южной Осетии российских воинских формирований, присутствие которых необходимо для поддержания мира в регионе и обеспечения надежной безопасности и России, и Абхазии, и Южной Осетии. В договорах фиксируются обязательства сторон оказывать друг другу помощь в случае, если одна из сторон становится объектом нападения. Предусматривается совместная охрана госграниц, а также сотрудничество по широкому спектру направлений в экономической, социальной, гуманитарной сферах. Стороны обязываются взаимодействовать в борьбе против организованной преступности, международного терроризма, незаконного оборота наркотиков.

Комментарии экспертов

Ратификация договоров о сотрудничестве с Абхазией и Южной Осетией окончательно вводит наши отношения с этими республиками в правовое поле. У России появляются формальные правовые основания для осуществления программ по сотрудничеству, в том числе и военному, для оказания помощи Абхазии и Южной Осетии. Кстати говоря, вступление этих договоров в силу открывает дополнительные возможности и для установления отношений с этими республиками тех государств, которые их еще не признали.

Если говорить об эффективности российской помощи Абхазии и Южной Осетии, то ее следует оценить как чрезвычайно высокую. При небольшом объеме помощи Россия получает мощный рычаг влияния на ситуацию на Кавказе.

Военное сотрудничество России с Абхазией и Южной Осетией важно не только само по себе, но и в связи с возможным вступлением Грузии в НАТО. В принципе, само по себе вхождение этой страны в НАТО еще не означает размещение больших контингентов на ее территории — достаточно вспомнить о размещении контингента ЕС, которое мы недавно наблюдали. Он имеет достаточно символический характер. Но если в Грузии будет размещен не символический, а масштабный контингент НАТО, у России появится возможность, взаимодействуя с Абхазией, создать там сопоставимую по силе и средствам военную группировку. Сейчас же Россия и Абхазия должны будут сосредоточиться на антитеррористической работе и предотвращении военных вылазок со стороны Грузии.

Ратификация договоров о сотрудничестве с Абхазией и Южной Осетией создает нормативно-правовую базу для развития дальнейших отношений, в том числе экономических. В связи с этим встает вопрос о сотрудничестве Абхазии и Южной Осетии с прилегающими регионами Российской Федерации — Краснодарским краем и Северной Осетией соответственно.

Экономическое сотрудничество Краснодарского края с Абхазией из-за нестабильности в этом регионе до настоящего времени активно не развивалось, но для этого существуют большие возможности. Абхазия удобна как источник стройматериалов для олимпийских объектов — транспортная доступность и экономия на логистике являются ее главными «плюсами». Кроме того, Абхазия может в перспективе даже стать конкурентом Краснодарского края за счет развития своего рекреационного потенциала. Там есть хорошие ресурсы для этого, кроме того, даже уже работающие курорты выигрывают у Краснодарского края по доступности отдыха для граждан России. В случае если стабильность удастся сохранить в течение хотя бы нескольких лет, рекреационный потенциал Абхазии может проявиться.

Но основной проблемой как для промышленного, так и рекреационного освоения Абхазии является привлечение инвесторов. Гостиничные комплексы и иные рекреационные объекты — это дорогостоящие предприятия с большим сроком окупаемости. Кроме того, угроза безопасности в Абхазии не снята с повестки дня, и сценарии дальнейшего развития ситуации с грузино-абхазским конфликтом не ясны.

Что же касается Южной и Северной Осетии, то уровень сотрудничества уже очень высок, и средства, идущие на помощь и восстановление Южной Осетии, проходят сейчас через бюджет Северной Осетии. Руководство Северной Осетии объективно заинтересовано в сотрудничестве с Южной Осетией. Но часто высказывавшаяся идея объединения с Северной Осетией вряд ли будет практически реализована в ближайшее время, так как уровень экономического взаимодействия и так высок, а объединение поставит вопрос о политическом лидерстве в объединенном регионе. По этой причине нынешняя схема взаимопомощи двух Осетий оптимальна для лидеров этих регионов и устраивает всех.

Ратификация Госдумой — это последний решающий шаг легитимизации Абхазии и Южной Осетии в международном правовом поле.

В сущности, теперь России должно быть все равно, признает ли республики какое-нибудь третье государство: практика показывает, что рано или поздно это все равно произойдет. Разумеется, Грузия будет стоять до последнего, но авторитет режима Саакашвили среди вменяемой части мировой элиты после августовских событий серьезно пошатнулся: не исключено, что следующим президентом будет уже не он.

Вопрос теперь состоит только в том, насколько хватит Абхазии и, прежде всего, Южной Осетии на собственную независимость. Суверенитет — это только звучит красиво, на самом деле он накладывает больше обязательств, чем прав; смогут ли республики эти обязательства выполнять — покажет время.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".