Разбор полетов в Шереметьево
Ситуация в Шереметьево (ШРМ)с пропускной способностью действительно сложная и каждый год в преддверии летней пиковой навигации руководство «Аэрофлота» выносит этот вопрос на обсуждение. Ситуацию нужно решать, вот только способов решения больше, чем кажется на первый взгляд.
Во-первых, необходимо как можно скорее приступить к строительству ВПП-3(взлетно-посадочной полосы 3) , решение о строительстве которой уже принято на уровне Минтранса. Наличие 3-ей полосы выгодно всем участникам рынка: и аэропорту ШРМ и «Аэрофлоту» и пассажирам, разумеется.
Во-вторых: возможно, «Аэрофлоту» следует пересмотреть свою логистику и не складывать все яйца( в данном случае рейсы) в одну корзину( в данном случае аэропорт),а рассредоточить трафик по нескольким аэропортам МАУ(московского авиаузла),что очень широко распространено в мировой практике( например British airways летает из всех аэропортов Лондона). Логично было бы оставить транзитные рейсы в ШРМ, так аэропорт планировался как ХАБ и перенаправить рейсы, в которых доля прямых пассажиров преобладает над транзитными, например в ВКО, так аэропорт удобен с точки зрения транспортной доступности и наиболее близко расположен к Москве.
Ну и третья проблема-это ,конечно, наше законодательство.
Организация движения у нас сейчас основана на документах, актуальных на момент существования советского Аэрофлота и никак не соответствует современным стандартам, только лишь внеся изменения в эти документы, можно прогнозировать существенный рост в обработке операций взлет/посадка в аэропортах. В основе нашего авиационного законодательства лежит документ НПП ГА-85,который регламентирует большую часть авиационной деятельности и вводит существенные ограничения во взлет/посадочных операциях для близко расположенных параллельных полос, тем самым ШРМ не может одновременно использовать две свои полосы на полную мощность, хотя полосы в Шарль-де –Голле и Франкфурте на Майне построены точно также, что не мешает им одновременно сажать и разрешать взлет воздушным судам.
Соглашусь с тем мнением, что преждевременно считать проблему загруженности Шереметьево фатальной, но решение ситуации со строительством новой инфраструктуры(ВПП, аэропортовых терминалов и пр) необходимо решать уже сегодня и это безусловно пойдет на пользу всем –и перевозчику Аэрофлоту и Шереметьево и пассажирам, которые выиграют в логистике и конечной цене авиабилета.
Напомним, сегодня ситуация будет обсуждаться на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова.
Как пишет газета «Коммерантъ» в аппарате Шувалова уже просят не спешить с «апокалиптическими прогнозами».
Также отмечается, что гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в письме Шувалову отмечает, что стратегия «Аэрофлота» до 2025 года предполагает рост пассажиропотока до 74 млн пассажиров, а по оптимистичным оценкам — до 94 млн. Но консультанты из Oliver Wyman видят два риска для реализации этих планов: инфраструктура Шереметьево и дефицит пилотов. Вторая проблема уже почти решена: в ближайшее время будет снят запрет на трудоустройство в российских авиакомпаниях иностранных пилотов. Но вопросы развития Шереметьево по-прежнему вызывают у главы «Аэрофлота» «серьезные опасения».
Топ-менеджер пишет, что уже сейчас в Шереметьево в пиковые часы количество взлетно-посадочных операций достигает «предельно допустимых значений».
Обращение Виталия Савельева последовало за скандалом, развернувшимся вокруг соглашения о стратегическом партнерстве «Аэрофлота» и Шереметьево, заключенного в октябре 2012 года. Ключевой договоренностью стала передача авиакомпании ее дочерним перевозчикам и партнерам по альянсу Sky Team всего Южного терминального комплекса аэропорта (терминалы D, E и F). Но условия партнерства привлекли внимание УФАС по Московской области, которое потребовало расторгнуть соглашение или изменить его. Шереметьево высказало готовность исполнить требования, но «Аэрофлот» выступил резко против и в середине февраля договорился с УФАС о двухмесячной отсрочке для «доработки документа».
Дмитрий Кузнецов