Комментарий
1016 20 апреля 2012 11:50

Разрешите представиться

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков

Идея «Открытого правительства», высказанная президентом Дмитрием Медведевым, не переставая кому-то казаться экстравагантной, в то же время начинает входит в плоть и кровь российской политической системы. Во всяком случае, даже те, кто сами себя располагают на самом ее краю или даже совсем за ее пределами, к самой идее интерес проявляют вполне конкретный. И интересуются у президента - а почему это в составе рабочей группы по созданию вышеуказанного правительства никого из представителей так называемого «протестного движения» до сих пор не наблюдается?

Президент удовлетворил запрос любопытствующих в том смысле, что сама постановка вопроса изначально требует прояснения. Это только кажется, что если энное количество лиц, считающих себя «протестантами», в какой-то день и час начинают двигаться, условно говоря, по Якиманке на Болотную площадь, то вот вам уже и готовое «протестное движение». И, соответственно, как бы можно на этом основании требовать его представительства в «открытом» или «расширенном» правительстве. Загвоздка в том, что само основание оказывается в некотором роде недостаточно основательным.

Если отнестись к обсуждаемому «движению» анатомически, то в нем изначально было замечено как минимум три и при том сильно взаимоисключающих компонента. До такой степени, что когда на трибуне той же площади Сахарова появлялся определенный персонаж, среди самих протестантов раздавался свист и улюлюканье явно протестного типа. Что естественно само по себе (ибо как еще могли реагировать, скажем, сторонники Тора на риторику Собчак, и наоборот), но совершенно противоестественно применительно к «движению», ищущему «представительства».

В самом деле: каким образом националисты могут представлять либералов, либералы левых радикалов, а те, в свою очередь - первых и вторых? Ведь они «заодно» только и до тех пор, пока каждый со своей стороны предъявляет счет одному и тому же политическому субъекту. То есть они - «друзья» лишь в том смысле, что каждый из них это «враг моего врага». Но ведь в случае с «открытым правительством» востребована принципиально иная логика - не логика «дружбы/вражды», а логика сотрудничества.

Означает ли это, что в формате «открытого правительства» исключен «протест», «критика» и вообще любое «несогласие»? Абсолютно нет. Скорее наоборот. Самый смысл этого формата состоит в том, чтобы включить в повестку работы правительства все без исключения острозлободневные, общественно востребованные темы. Но не в виде призывов «Долой!», а в виде конкретных вариантов решения вполне конкретных проблем. 

Почувствуйте, как говорится, разницу. В первом случае вся кинетическая, так сказать, энергия уходит в свисток. Во втором на самом деле получается реальное движение. И чтобы это получалось, необходимо столь же реальное представительство столь же реальных протестантов с осмысленной программой конструктивных действий. Иными словами - нужны политические акторы с четко очерченными идеологическими физиономиями, способные формулировать свою повестку, выстраивать под нее конкретную программу и даже предлагать кадровое обеспечение ее реализации.

С принятием нового закона о политических партиях все вышесказанное и должно будет (по идее) воплощаться в жизнь. Собственно тогда и окажется вполне уместным запрос на представительство, но уже не от временных попутчиков по дороге на Болотную (фактически - в никуда), а от вполне самостоятельных, вменяемых и ответственных политических партнеров. Которые будут иметь полное право обратиться и к правительству, и к обществу с традиционным: «Разрешите представиться».

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".