Статья
6281 24 октября 2017 19:12

Реформы ООН: новые возможности

24 октября отмечается день ООН. В последние годы все чаще звучат предложения о реформировании организации. Последнюю реформу, которую предложил Трамп, поддержало более 140 из 193 стран, однако до конкретных изменений так и не дошло. В то же время реформа организации необходима. О ней недавно говорил Владимир Путин, но необходимо достигнуть консенсуса в масштабах изменений.

Попытки реформирования и право вето

ООН, которая создавалась после Второй Мировой войны, формально выполняет основную задачу своего существования. Третьей мировой войны за 72 года не произошло и, несмотря на множество очагов напряженности, пока нет никаких предпосылок для того, чтобы ситуация изменилась.

Тем не менее, ООН сейчас все больше и больше является площадкой для регулярных споров между ее участниками. А главные споры проходят в рамках Совета безопасности, который, согласно уставу, «несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности». Совет безопасности состоит из 15 членов ООН, 5 из которых являются постоянными и обладают правом вето (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция). Еще 10 стран избираются на двухлетний срок.

Именно право вето в СБ ООН в последнее время подвергается активной критике, так как именно это право часто рушит планы одной из группировок в СБ. «Согласно сайту ООН, с 1946 г. в ходе открытых заседаний постоянные члены СБ использовали право вето 237 раз, чаще всего при рассмотрении положения на Ближнем Востоке и на Юге Африки, 41 раз — чтобы не допустить принятия в ООН новых членов и примерно столько же — чтобы блокировать назначение нового генерального секретаря», — сообщает ТАСС.

Еще в 2014 году Франция предложила странам добровольно отказаться от использования права вето: «Мы бы хотели, чтобы решение об отказе от вето было принято добровольно и коллективно пятью постоянными членами Совета Безопасности, обладающими этим правом. Эта процедура будет распространяться на массовые злодеяния: такие как геноцид, преступления против человечности или военные преступления, совершаемые в массовых масштабах», — говорилось в сообщении. Тогда инициатива не была поддержана, так как по столь расплывчатую формулировку могли попадать разные события. А неабсолютное право вето привело бы к возникновению еще большего числа конфликтов, но уже между постоянными членами СБ ООН.

Также звучали предложения о необходимости расширения состава постоянных членов СБ ООН. Об этом говорила Ангела Меркель на встрече государств G4 (Германии, Бразилии, Индии и Японии) в 2015 году.

Менее радикальной точки зрения придерживается Великобритания. Тереза Мэй признает необходимость реформ, но считает необходимым сохранение статуса организации: «ООН необходимо реформировать, но организация по-прежнему остается крайне необходимой», — сказала она.

В этом году с инициативой реформирования ООН выступил и президент США Дональд Трамп: «ООН не полностью раскрыла свой потенциал из-за бюрократии и неправильного управления», — отметил президент. Помимо реформирования Трамп предложил оптимизировать расходы организации, так как сейчас ООН неэффективно тратит выделяемые средства.
Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя заявлял, что Москва не готова поддержать предлагаемую Трампом реформу, но Россия согласна с тем, что организацию необходимо менять.

То есть между странами есть консенсус относительно того, что ООН требует реформирования, но нет единства в определении границ этого реформирования.

Зачем нужны реформы?

Трамп говорит о нераскрытом потенциале и сокращении бюджета, но истинная причина заключается в том, что для некоторых стран ООН становится бременем при попытках реализации национальных интересов во внешней политике. Например, Россия блокировала резолюции по Ливии, что, однако, не помешало США организовать в стране государственный переворот.
Кроме того, история показывает, что у ООН не так много эффективных мер воздействия на страны, которые действуют против ее резолюций. Наилучшим свидетельством здесь является бомбардировка Югославии 1999 года, которая с точки зрения международного права, является абсолютно преступной, о чем Путин напомнил на недавнем форуме в Сочи.

На том же мероприятии Путин подчеркнул важность ООН для мира. «Да, помимо ООН существует множество региональных организаций, но ООН была и остается главным гарантом международной стабильности», — отметил президент.

Страны, которые стараются реформировать ООН, заинтересованы в переделе сфер влияния и изменения статуса-кво в системе международных отношений. Чем масштабнее предлагаемые реформы, тем больше амбиции страны, которая эти изменения прилагает. Россия в этом вопросе выступает за мягкие изменения. Россия выступает против вмешательства в институт права вето в СБ, а также против расширения состава постоянных членов за счет союзников США и Германии, которые в последствии будут предпринимать попытки по навязыванию коллективных решений.

Перспективы

Для масштабных изменений в ООН необходимо согласие всех постоянных стран-участниц СБ. При современном распределении сил представить такую перспективу довольно сложно. Новый Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш будет занимать свою должность до 2022 года (с возможностью повторного избрания), поэтому кардинальных изменений не следует ожидать и по этому направлению.

По мнению первого зампред Совета Федерации по международным делам Владимира Джабарова, серьезное реформирование ООН в ближайшее время не состоится из-за позиции России по этому вопросу: «Прежде чем приступать к реформированию, надо подготовиться. Американцы хотят ограничить нас в праве вето. Вряд ли у них это получится. Право вето позволяет сохранять баланс в мире. Нельзя пускать сценарий по негативному варианту. Ломать старое, не предлагая новой концепции, как это сделает Трамп, означает лишь, что можно лишиться организации. Безусловно, ООН и Совет безопасности в последние годы не так интенсивно работают, в том числе и потому, что США не согласовывают свои шаги с Совбезом. Может, реформа и назрела, но без консенсуса, согласования с членами ООН ее провести невозможно», — отметил эксперт.

Влияние ООН и СБ будет снижаться, но главное, чтобы организации имели возможность воздействия при решении конфликтных ситуаций.


Авторы:
12 августа 2022 Новости
Ресурсный кризис: западные эксперты о нарушении цепочек поставок
 Ресурсный кризис: западные эксперты о нарушении цепочек поставок Американские эксперты выразили обеспокоенность цепочками поставок критически важных ископаемых в условиях новых геополитических вызовов. Институт международной экономики Петерсона (PIIE) опубликовал доклад, в котором рассмотрено, кто контролирует цепочки поставок кобальта, меди, лития, никеля и редкоземельных элементов и какие меры следует предпринять, чтобы обеспечить доступ этих элементов на мировые рынки.
12 августа 2022 Новости
Экономический кризис в США: администрация Байдена скрывает реальные данные
 Экономический кризис в США: администрация Байдена скрывает реальные данные Американская экономика находится в рецессии — об этом свидетельствуют показатели рынка труда, отмечает научный сотрудник отдела региональной экономики в Центре анализа данных американского аналитического центра The Heritage Foundation Эджей Энтони. 
20 сентября 2022 Анонс  Неделя высокого уровня Генассамблеи ООН 20-26 сентября состоится неделя высокого уровня Генассамблеи ООН. Все выступления пройдут в очном формате.
© 2008 - 2022 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".