Статья
772 26 августа 2013 11:47

Регионы пасуют

Российские регионы едва ли смогут самостоятельно выполнить указы президента Владимира Путина от мая 2012 года из-за падения доходов, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на рейтинговое агентство Standard & Poor's. Только в первом полугодии текущего года поступления в бюджеты регионов от налогов и других источников снизились на 5 процентов.

В частности, доходы от налога на прибыль упали на 26 процентов, а помощь от федерального бюджета сократилась на 16 процентов. Обвала не произошло только из-за НДФЛ, рост которого отражает увеличение зарплат работников госсектора.
Рост расходов регионов составил лишь 3 процента в годовом выражении, но такого результата удалось добиться лишь с помощью сокращения инвестиций. В итоге социально чувствительные расходы на оплату труда достигли более половины трат бюджетов субъектов федерации.

Чтобы иметь возможность и дальше увеличивать социальные расходы, регионы должны получить помощь от федерального бюджета. S&P считает, что дополнительное финансирование для регионов должно составить до 0,9-1 процента в 2013 году и увеличиться до 2,1 процента ВВП в 2014-м. В целом объем помощи составит около 3 процента ВВП, или 2 триллиона рублей, что немногим меньше общего объема Резервного фонда (2,85 триллиона).

Федеральные власти могут нарастить поддержку регионов, как это было в кризисные 2008-2009 годы. По оценкам S&P, для полного финансирования указов при существующей динамике налоговых доходов дополнительная помощь может составить до 0,9-1,0% ВВП в 2013 г. и 2,1% в 2014 г. сверх предусмотренных в законе о бюджете 2,3 и 2,2% соответственно. Это сложная задача, отмечает Вартапетов, но и снижение задания по указам сопряжено с политическими рисками. Получить комментарии Кремля вчера не удалось, отмечают «Ведомости».

Независимо от выполнения указов необходимо наращивать финансирование образования и здравоохранения, говорит директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. А указы стимулируют регионы поддерживать эти сферы и если снизить обязательства или растянуть выполнение указов, то этот стимул исчезнет, рассуждает она. Федеральный центр может сократить другие свои расходы, призывает Акиндинова, — например, более серьезно уменьшить финансирование оборонной программы в эти три года. Но пока происходит обратное, отмечает она: доля расходов на образование и здравоохранение в общих тратах бюджета падает.

Агентство ожидает, что рост обещанных Путиным социальных расходов несколько замедлится, как это уже случилось с выполнением указа о расселении ветхого и аварийного жилья (сроки сдвинулись до 2017 года). Вероятнее всего, расходы увеличатся, но часть программ окажется растянутой во времени.

«Майские указы» президента Путина были основаны на его обещаниях в рамках избирательной кампании весны 2012 года. В их число входят указы об экономической, социальной и демографической политике, образовании, здравоохранении, а также об обеспечении граждан доступным жильем. Они предусматривали рост социальных расходов на несколько триллионов рублей.

Напомним, что еще в октябре 2012г. эксперты S&P заявили, что уже в 2013г. Россия может столкнуться с дефолтом регионов. В агентстве отмечали, что за год госдолг регионов вырастет как минимум в полтора раза, а дополнительных средств в размере 100 млрд руб. в год, заложенных Минфином на выполнение майских указов президента, хватит в лучшем случае на финансирование четверти допрасходов. Таким образом, в половине российских регионов не будет хватать средств на выплату зарплат, предупреждали в S&P.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".