Новость
2795 1 сентября 2021 13:59

Риск раскола между Россией, Китаем и Турцией: эксперты об успехе «Талибана»*

Успех «Талибана»* в Афганистане может спровоцировать конфликт между теми странами, чьи отношения с Соединенными Штатами уже являются напряженными. Речь идет о России, Китае и Турции. Международная группа аналитиков Майкл Кофман, Аарон Штайн и Юнь Сунь отмечает, что каждое из этих государств считает себя влиятельным региональным игроком, в связи с чем в регионе нарастает дополнительная напряженность.

Китай

После того как талибы* объявили о полном контроле над Афганистаном, Китай продемонстрировал беспрецедентный уровень политической и дипломатической поддержки талибов*, указывают эксперты. Однако в Китае продолжаются дебаты о том, как взаимодействовать с новым правительством Афганистана: 18 августа официальный представитель министерства иностранных дел Китая заявил, что признавать новое правительство еще рано, а днем позже министерство иностранных дел поздравило талибов* с установлением власти в стране, призвав международное сообщество отказаться от «стереотипных представлений» об организации.

Ряд китайских политиков видят в Афганистане прекрасную возможность для Китая расширить свое влияние и заменить Соединенные Штаты в качестве лидера, помогающего стране. Как утверждает старший полковник Народно-освободительной армии Китая в отставке Чжоу Бо, Китай готов вмешаться, чтобы заполнить пустоту, оставленную Соединенными Штатами, и использовать природные ресурсы Афганистана и критически важный регион для инициативы «Один пояс, один путь».

Другие китайские политики полагают, что Китаю следует воздерживаться от крупных инвестиций в акционерный капитал Афганистана. В частности, такого мнения придерживается экономист Министерства торговли КНР Мэй Синью.

Учитывая враждебность между Китаем и Соединенными Штатами, стремление Китая использовать Афганистан для установления политического превосходства и влияния очевиден, о чем свидетельствует телефонный разговор министра иностранных дел КНР Вана И с госсекретарем США Энтони Блинкеном 29 августа. Во время телефонного разговора Ван И заявил о «необходимости вступить в контакт с „Талибаном“*».

Однако реализацию этих намерений еще предстоит увидеть. Китай может быстрее, чем западные страны, принять режим «Талибана»*, но крупные инвестиции — политические и экономические — будут зависеть от того, какую политику будет проводить «Талибан»* в дальнейшем.

Турция

Турецкое правительство адаптировалось к меняющимся событиям в Афганистане и готово де-факто признать «Талибан»* и сотрудничать с новым руководством в Кабуле для продвижения своих собственных интересов.

После прихода талибов* к власти Турция хотела сохранить свое военное присутствие в Афганистане в рамках соглашения с НАТО, однако переговоры с «Талибаном»* не привели к согласию, и Эрдоган вывел турецкие войска.

Несмотря на вывод войск, турецкое правительство сохранило заинтересованность в гражданском присутствии в Афганистане и продолжает переговоры с талибами* об оказании помощи в контроле работы аэропорта Кабула. Кроме этого, Эрдоган настроен на углубление экономических связей с «Талибаном»*, так как намерен удовлетворить потребности фирм, конкурирующих за строительные контракты в Афганистане.

Россия
Что касается России, то она также не новичок в Афганистане. Российский посол на встрече с талибами* сообщил, что они считают отношения с Россией очень дружественными и заняли охрану у посольства РФ. Представитель талибов*, в свою очередь, заявил, что у них «очень хорошие отношения с Россией». Контраст с реакцией Запада, который рассматривает господство «Талибана»* как маркер поражения в конфликте, делает стратегию России очевидной, указывают Майкл Кофман, Аарон Штайн и Юнь Сунь.

Москва не паникует, но уверенность России в безопасности своих граждан и сотрудников посольства, похоже, падает, поэтому после первоначально спокойной и гостеприимной реакции на захват власти талибами* Россия направила несколько транспортных самолетов для эвакуации более 500 человек из Афганистана.

По мнению экспертов, Москва, похоже, выбрала политику избирательного взаимодействия вместе со сдерживанием. Российский подход характеризуется ставкой на перспективу установления рабочих отношений с «Талибаном»* и в то же время страховкой от возможности того, что «Талибан»* не будет придерживаться условий соглашения.

Россия не заинтересована в распространении нестабильности из Афганистана на приграничные государства Центральной Азии. Она также не заинтересована в террористических атаках со стороны группировок, базирующихся в Афганистане. Именно поэтому в июле Москву посетила делегация «Талибана»*, чтобы развеять опасения России по этому поводу. На встрече посол России Замир Кабулов подчеркнул важность того, чтобы напряженность «не выходила за пределы страны» и чтобы талибы* не нарушали границы центральноазиатских государств, не использовали их территорию для нападений на Россию. В целом же Москва имеет мало интересов в Афганистане.

В настоящий момент Россия не торопится признать «Талибан»* в качестве законного правительства, и он по-прежнему считается террористической группировкой в РФ, но российское руководство ясно дало понять, что оно нацелено на сотрудничество.

На недавней пресс-конференции с Ангелой Меркель Владимир Путин сказал: «В настоящее время движение „Талибан“* контролирует практически всю территорию страны, включая ее столицу. Это реалии. Мы должны действовать исходя из этих самых реалий, не допуская распада афганского государства».

Похоже, что Москва предпочитает, чтобы Афганистан оставался унитарным государством, и вряд ли поддержит оппозиционные группы, отмечают Майкл Кофман, Аарон Штайн и Юнь Сунь.
Кроме этого, Россия стремится сдержать дальнейшее вторжение талибов* в Афганистан. Москва недавно провела несколько военных учений в Центральной Азии, в том числе совместные с Таджикистаном и Узбекистаном учения на границе с Афганистаном. Послание талибам* состоит в том, чтобы они не переусердствовали и не преследовали никаких амбиций за пределами афганской границы, которые, по сигналу Москвы, будут защищаться.

По словам экспертов, Россия остается основным гарантом безопасности в регионе, располагая опытными и находящимися в наилучшем положении вооруженными силами. Поддерживая хорошие рабочие отношения со странами Центральной Азии, Турцией, Ираном и Китаем, Москва имеет хорошие возможности для координации региональных ответных действий талибов* и, вероятно, попытается взять на себя эту роль. Кроме этого, Россия будет ожидать, что Китай активизируется и поможет поддерживать региональную стабильность.

Майкл Кофман — ведущий научный сотрудник Центра военно-морского анализа в Арлингтоне, штат Виргиния, США. Научный сотрудник Института Кеннана при Международном центре Вудро Вильсона в Вашингтоне. Исследует вопросы безопасности в России и странах бывшего Советского Союза, фокусируясь на анализе оборонных бюджетов и состояния вооруженных сил. Свободно говорит по-русски.

Аарон Штайн — директор ближневосточной программы независимого аналитического совета по международным отношениям, базирующегося в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Юнь Сунь — директор китайской программы в аналитическом Центре Стимсона. Целью этого центра является «укрепление международного мира и безопасности посредством сочетания анализа и информационно-пропагандистской работы».


* Запрещенная в России террористическая организация
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".