Статья
3046 16 октября 2015 14:20

Россия поможет спасению беженцев

Россия не только вела войны на Ближнем Востоке, но и спасала беженцев от ужасов войны. Еще в 1897 году во время критского восстания российский броненосец «Император Николай Первый» первым начал эвакуацию семей греков из Ханьи, охваченной резней и погромами. Вслед за русскими в эту операцию включись моряки Англии, Германии, Италии. Тысячи женщин, детей, стариков избежали мучительной смерти. Спасение гонимых войной, несмотря на вероисповедание и национальность, вошли в традицию русской армии и флота.

Гражданская война в Сирии идет с 2011 года. За это время, по данным ООН, погибли более четверти миллиона человек, а около 10 миллионов были вынуждены покинуть дома. Сейчас высокую эффективность на Ближнем Востоке могло бы показать не только Министерство обороны РФ, но и МЧС РФ. После снабжения Донбасса гуманитарной помощью доставка ее в Сирию и организация лагерей беженцев не кажется невыполнимой или чрезвычайно трудной задачей.

Организация одного лагеря для беженцев на 500 человек под Хамой – только жест готовности заняться этой проблемой. На кону жизни сотен тысяч мирных жителей – потенциальных жертв войны. А гражданская война делает их жертвами вдвойне – в отличие от военных, жизнеобеспечение мирного населения идет по остаточному принципу, если идет вообще.

Тут и до геноцида недалеко – он уже происходит на территории ИГИЛ, только эти факты никто не фиксирует, и международный трибунал по ИГИЛ, за создание которого могла бы взяться наша страна, не продумывается. Правда, и искать факты геноцида особо не надо – ИГИЛ сам рекламирует расстрелы подростков за просмотры футбольных матчей, изнасилования и убийства женщин-йезидок, уничтожение семей госслужащих и еще много чего. Если Россия на Ближнем Востоке всерьез и надолго, то стоять в стороне, когда террористы истребляют мирных жителей – противопоказано как с моральной, так и с точки зрения влияния – уважают не только силу, но справедливость и милосердие.

Как это может происходить в одном из вариантов? Правительства Ирака, Сирии создают рабочую группу с участием России, Ирана, Красного Креста, ООН и всех желающих, по выводу населения из зон боевых действий – в некоторых случаях добровольному, в некоторых – принудительному.

Группа определяет коридоры, создает формы защиты выводимого населения вооруженными силами. Предпринимаются попытки локальных перемирий на этот период с противоположной стороной. Коридоры ведут к наиболее безопасной и контролируемой части театра боевых действий – на побережье Сирии, где создаются накопительные лагеря и идет распределение основной части гуманитарной помощи.

Надо быть готовыми к размещению сотен тысяч мирных жителей. Конечно это большая проблема со всех точек зрения – антитеррористической, санитарно-эпидемиологической, межконфессиональной и межнациональной. Но альтернатива этому – отдать женщин, стариков, детей на растерзание снарядов, на зверские муки – в руки садистов ИГИЛа. Поэтому альтернативы нет.

Читайте также Встать в центр ближневосточного равновесия

Наверно, будет правильным обратиться от имени рабочей группы правительств Сирии и Ирака к международному сообществу за помощью беженцам в лагерях на побережье. Интересный вариант – в состав рабочих групп по беженцам нужно пригласить и умеренную оппозицию Сирии. Возникнет площадка для проверки мотивации, опыт контакта правительства и оппозиции, при участии русских – с выяснением кто есть кто. Кто вменяемый, а кто - нет, кого можно пустить во власть, кого – нет.

Конечно, нельзя превращать накопительные лагеря в концентрационные – с тюремным режимом. Мирные жители, спасенные из зоны боевых действий и прошедшие антитеррористические фильтры, имеют право перемещаться по территории, выезжать в соседние страны, переправляться в Европу в индивидуальном порядке – за пределы ответственности рабочей группы Сирии, Ирака, России, Ирана и Красного Креста.

Конечно, будет незаконно организовывать поток беженцев в Европу, не договорившись с Евросоюзом. Договоренность такая маловероятна. Но препятствовать людям, в соответствии с конституциями Сирии и Ирака, свободно перемещаться, в том числе и в Евросоюз – нельзя. Это будет нарушением международных стандартов прав человека. С целью спасения людей из зоны боевых действий, маневрируя между Сциллами и Харибдами проблем и интересов, и нужно поставить спасение беженцев под контроль правительств Сирии и Ирака – при высокой степени управляемости со стороны России.

Если в чьем-то воспаленном от русофобии мозгу возникнет мысль, что Россия делает это, чтобы шантажировать ЕС регулированием потока беженцев в Европу, увязывая его со снятием санкций или делами на Украине – нам не впервой слышать и более нелепые обвинения. Кое-кто будет утверждать, что 5-8 миллионов беженцев, пробравшихся в Европу, могут привести к необратимым последствиям для хрупких механизмов Евросоюза. Что в сочетании с политикой Великобритании и США по развалу ЕС беженцы могут завершить историю Европы в нынешнем виде, и породить менее управляемое евросообщество. Конечно же, эти безосновательные обвинения закончатся невнятным бормотанием, бессвязными, опровергающими друг друга, заявлениями должностных лиц ЕС, и затухнут.

А гуманное дело спасения мирных сирийцев и иракцев запомнят многие поколения на Ближнем Востоке – на землях, где людская память сохраняется во много раз дольше, чем у нас. Да и если решатся попутно какие-то проблемы взаимоотношений России и Европы, или России-Европы-Украины – так это только на пользу делу мира и добрососедства!

Владимир Станулевич специально для «Актуальных комментариев»

Другие материалы автора
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".