Статья
7912 7 января 2010 0:01

Самообучающиеся учителя

На заседании оргкомитета по проведению Года учителя в России глава правительства Владимир Путин, заявил, что учителей надо мотивировать на постоянное совершенствование.

Как утверждает премьер, учителя (особенно в сельской местности) должны иметь возможность для непрерывного повышения своей квалификации, в частности используя ресурсы профессиональных сообществ и новые технологии, такие как методические кабинеты, сообщает РБК.

В части поддержки молодых преподавателей Путин отметил, что «здесь можно подумать о выделении специальных грантов для тех, кто решил посвятить себя работе в школе».

Также глава правительства анонсировал новую систему оплаты труда, нормативно-подушевое финансирование школ, вводимое в регионах.

Премьер также подчеркнул необходимость в целом обновить подходы к установлению норм труда учителя. По его словам, они должны соответствовать новым образовательным стандартам и технологиям.

Отметим, что образование ещё в бытность Владимира Путина президентом РФ входило в число приоритетных направлений развития государства, выделенное с одноимённый национальный проект. Тогда пресловутые методические кабинеты иногда оказывались в странном положении, т. к. случалось, что в школе не находилось ни одного человека, способного работать с мультимедиа оборудованием. Впрочем, уже тогда ситуация показывала положительную динамику роста «самообразования» в среде учителей.

Комментарии экспертов

Недавно наш премьер заявил о том, что следующий год будет объявлен «Годом учителя». Что ж, так уж получилось, что я сам являюсь учителем. Работал в школе последние 4 года и мне есть, что сказать Владимиру Владимировичу на его предложения.

Начнём с высказывания о повышении квалификации педагогов, особенно сельских школ. Да, спору нет, учитель всегда должен самосовершенствоваться. Для этого созданы специальные центры, где каждый год учителя проходят дополнительные курсы или переквалификацию. Но как они это делают? Да никак. Это обучение носит абсолютно «галочный» характер и ни кем не контролируется. Более того, средства обучения в этих центрах — устаревшие. Редкий педагог умеет пользоваться компьютером на уровне пользователя, о проведении уроков с помощью компьютера и проектора остаётся только мечтать. Система квалификации давно себя изжила и не работает.

Я сам был молодым специалистом, ровно три года. Полностью поддерживаю идею о вручении гранта молодому учителю, который поедет работать, например, на Дальний Восток. В Москве работает другая система поощрения. Можно получить квартиру, с условием подписания со школой договора о 20-ти летнем сотрудничестве. Но только скажу честно, я таких людей не встречал. «нормативно-подушевое финансирование школ» — интересное словосочетание. Эта система не даст прироста в заработной плате учителя. Скорее наоборот. Поскольку в ближайшее время мы ощутим на себе волну демографического спада. Думаю, что и до увольнений учителей доберёмся.

Действительно, есть проблемы с разницей зарплат учителей дошкольных классов, воспитательниц детских садиков и старшей школы, здесь я полностью согласен с Владимир Владимировичем, эту разницу нужно уничтожить, а возможно и полностью пересмотреть. Поскольку по собственному опыту могу сказать, что труд учителей начальной школы несоизмерим с трудом педагогов старшей.

И напоследок несколько проблем от меня: 1. Проблема простой школы очевидна. В связи с маленькими зарплатами, молодёжь идёт сюда работать только в крайнем случае. Из-за этого выявляется катастрофическая нехватка молодых кадров. Старение педагогических кадров — тоже очень серьёзная проблема. У меня в школе средний возраст учителей составляет 50-55 лет. И это не худший вариант. Не хватает преподавателей мужчин-предметников. 2. Молодой человек, который пришёл в школу, не видит перспективы пребывания в ней. Отсутствует мотивационная линия развития молодого специалиста. 3. И есть ещё одна проблема, стереотип. Учитель — неудачник, значит, не смог в жизни нормально устроится.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".