Статья
1324 20 марта 2009 0:01

Съезд Союза Ректоров

В Москве проходит IX съезд Российского союза ректоров. В нём принял участие Президент РФ Дмитрий Медведев и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ректоры ВУЗов обсуждают ситуацию в высшем образовании в условиях мирового финансового кризиса и планируемые меры по преодолению его негативных последствий для высшей школы, реформы образования и взаимодействие между ВУЗами на международном уровне.

Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость выработки российским обществом единой системы ценностей и поддержал позицию Патриарха Кирилла о необходимости повышения планки морально-нравственного воспитания в ВУЗах. Как заявил президент, «мы должны сегодня думать не только о проблемах кризиса, но и о формировании системы ценностей, системы координат, по которой бы развивалось наше общество».

Дмитрий Медведев также выступил с антикризисными инициативами в области высшего образования. Как сообщает «Интерфакс», президент вновь призвал ВУЗы переводить студентов с платных на бюджетные места: по его словам, на вакантные бюджетные места может быть переведено около 26 тысяч студентов. В свою очередь, ректор МГУ и председатель Союза ректоров Виктор Садовничий заявил о том, что МГУ внёс изменения в свой устав, облегчающие перевод хорошо обучающихся студентов с платных отделений на бесплатные. Президент также рекомендовал зафиксировать для студентов плату за обучение. Дмитрий Медведев привёл в пример более 300 ВУЗов, которые уже приняли такое решение.

Дмитрий Медведев также заявил о планах правительства к субсидированию образовательных кредитов. По его словам, правительство подготовит соответствующие решения уже в ближайшее время. Предлагается субсидировать за счёт бюджета часть процентной ставки по кредиту в размере ставки рефинансирования ЦБ. Также будет предусмотрена возможность возмещать банку невозвращенные суммы в размере до 20% выданных кредитов.

Президент объявил о планах создания в 2009 году сети национальных исследовательских университетов. Это звание получат лучшие научно-исследовательские ВУЗы по результатам конкурса. В свою очередь, обладатели этого звания получат средства на модернизацию инфраструктуры и современное оснащение научных работ. Дмитрий Медведев подчеркнул, что расходы на программу по созданию национальных исследовательских университетов и национальный проект «Образование» не будут урезаны в связи с кризисом. Как заявил президент, «мы развивали национальный проект не для того, чтобы из-за временных финансовых трудностей все это погубить и оказаться в ситуации середины 90-х годов».

Для стимулирования продолжения образования и научно-исследовательской деятельности правительство готовит решение об увеличении количества бюджетных мест в магистратуру и аспирантуру. Как заявил Дмитрий Медведев, в магистратурах число бюджетных мест увеличится до 34 тысяч (с нынешних 20 тысяч, а в аспирантурах - до 29 тысяч (с нынешних 26 тысяч). Кроме того, в Госдуму внесён законопроект, позволяющий образовательным и научным организациям создавать малые предприятия. Как заявил президент, это даст «новые возможности для коммерциализации интеллектуального потенциала высшей школы».

Президент также сообщил о намерении в ближайшее время увеличить президентские стипендии студентам и аспирантам ВУЗов. По словам Дмитрий Медведева, их количество увеличится до 2 тысяч, а размер - в два - три раза.

Председатель Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий высказал дополнительные предложения. По его мнению, целесообразно также ввести обязательные квоты для приема на работу на предприятия выпускников вузов и гарантировать сохранение за ними рабочих мест на определенный срок. Аргументируя это мнение, он сослался на мониторинг, проведённый союзом ректоров, согласно которому «в текущем году около 5% компаний не собираются вообще принимать молодых специалистов на работу, а другие, («почти все», отметил Садовничий), сокращают прием молодых специалистов на 25%». При этом ещё в прошлом году подавляющее большинство компаний и работодателей принимали на работу молодых специалистов - выпускников вузов.

Виктор Садовничий предложил создать разветвленную систему центров повышения квалификации и переподготовки, а также ввести образовательный сертификат по оплате переподготовки в условиях кризиса. По мнению ректора МГУ, такие центры можно было бы создать на базе ВУЗов. Как заявил Садовничий, на сегодняшний день свою квалификацию повышает менее 5% населения и чуть более 1% проходит переподготовку. Эта статистика, по его мнению, означает недостаточное развитие системы переподготовки в целом. Он также предложил ввести право поступать в магистратуру не только бакалаврам, но и выпускникам специалитета (формы обучения, аналогичной прежней одноступенчатой пятилетней подготовке, сохранённой для некоторых научных, медицинских и технических специальностей – прим. ред.). Ректор МГУ также поддержал инициативу о создании малых предприятий на базе ВУЗов. По его словам, реализация идеи научного парка при МГУ с конца 90-х годов привело к появлению системы, в которую входят 45 компаний с оборотом в 35 миллиардов рублей. Виктор Садовничий считает идею научных парков одной из наиболее перспективных форм малых предприятий при ВУЗах.

Комментарии экспертов

Практически обо всём том, о чём Дмитрий Медведев сообщил на заседании союза ректоров, он уже говорил в своём воскресном интервью «Первому каналу». Поэтому, разумеется, всё это - уже не сенсация. Более того, идея каким-то образом смягчить кризисные последствия для разных слоёв населения, в том числе для учащихся вузов с помощью направления туда дополнительных средств и перевода студентов с коммерческих отделений на бюджетные – это тоже всё заявлялось ранее.

Здесь радует то, что президент и правительство последовательны, что эти меры, объявленные дв месяца а назад, последовательно реализуются, находят своё воплощение в законопроектах, поддержку в образовательной среде, прежде всего, со стороны ректоров вузов. Здесь, безусловно, наблюдается взаимовыгодное сотрудничество власти и образовательного сообщества. Вузы в этот тяжёлый период получат дополнительное финансирование - но это не подарок. Это, скорее, финансирование под очень ответственный участок работы.

Так что озвученный президентом пакет мер очень своевременный и очень точно направленный на весьма уязвимую среду. Мне кажется, что он будет иметь долгосрочные последствия в разных аспектах. Во-первых, повышаются интерес и возможности молодёжи для участия в образовательных программах. Дальше всё зависит от искусства самих вузов: как поддерживать интерес, как давать интересные знания. Но в долгосрочной перспективе мы можем получить рост квалифицированной рабочей силы и молодых учёных.

Во-вторых, если эти меры действительно принесут результат, то это значит, что надёжно заблокирован один из опаснейших участков социального кризиса. Это значит, что студенты и работники образования как группа населения удар почувствуют удар общего спада и глобального ухудшения экономической конъюнктуры в наименьшей мере.

В-третьих, всё-таки начинает выстраиваться некая целевая цепочка «вуз и производство». Об этом тоже надо думать. Может быть, не в такой простой форме, как квотирование. Я понимаю, что это предложение – просто от беды, когда надо срочно выходить из кризисной ситуации. Но сама идея профильно ориентировать наших студентов на конкретные виды работ в дальнейшем мне кажется правильной, и она должна получить своё развитие.

Поэтому всё, сказанное Дмитрием Медведевым и предложенное правительством, очень своевременно и точно, и подтверждает уже давно сложившееся впечатление, что Медведев слов на ветер не бросает. Если он что-то обещал, то реализация рано или поздно последует. Причем скорее рано, чем поздно.

Как известно, главный приоритет антикризисных мер – это социальная защищённость населения. Если рассматривать предлагаемые президентом и правительством меры в таком ключе, то они полностью соответствуют этому приоритету. Но важно видеть перспективу, то есть, нельзя заниматься тушением пожара, нужно предвидеть дальнейшие события и тенденции.

И если мы посмотрим на перспективу развития системы образования, то обнаружим, что главная проблема – это не удержание студентов или аспирантов, а то, как снизить процент выпускников, идущих работать не по специальности после завершения вуза. Вот эта проблема, к сожалению, никак не решается принятыми мерами. Они представляют собой только «пожарную часть». Да, она необходима. Когда дом горит, о стратегии думать не самое время. И правильно, что сейчас действуют именно так. Но неизбежно придётся думать и о перспективе, о том, как бы не похоронить окончательно замыслы нашей реформы образования под такими тактическими мерами.

Известна инициатива вице-премьера Иванова о повышении качества преподавания и сокращении численности ВУЗов. Иванов просто актуализировал эту тему. На самом деле, разговоры ровно об этом Минобразования ведёт уже несколько лет. Если бы не было кризиса, то этот процесс был бы уже запущен - потому что и вправду огромное количество вузов штампуют не специалистов, а «людей с «корочками». И при этом каждый в отдельности вуз, достаточно маломощный, выживает не за счёт подготовки качественных специалистов, необходимых экономике, а просто за счёт эксплуатации представлений людей о том, что если ты человек без диплома, то ты человек второго сорта, а также за счёт некоторых социальных привилегий, полагающихся студентам ВУЗа. При этом они в принципе не способны дать людям качественного образования. Поэтому то, о чём говорил Иванов – это абсолютно «в точку».

С другой стороны, надо смотреть на ситуацию и с точки зрения рынка рабочей силы. Раньше у нас был недостаток рабочей силы, а теперь он сменился на её избыток. И государство должно думать о том, как занять временно свободных людей или, по крайней мере, не увеличивать и дальше предложение на рынке труда, не перенапрягать его и дальше. В это плане предложения Иванова выглядят несколько несвоевременными, хотя стратегически они абсолютно правильны.

Я думаю, что предлагаемый пакет мер носит антикризисный характер. Действительно, соответствующие предложения выдвигал президент, о них говорил и премьер-министр. Сейчас они будут уже реализовываться. Я ожидают поддержку этих предложений со стороны ректорского сообщества. Ректора тоже прекрасно понимают сложившуюся ситуацию и те антикризисные задачи, которые сейчас стоят перед системой образования. Действительно, в этом году выход на рынок выпускников – это проблемный момент. Поэтому продление обучения, использование возможностей магистратуры и аспирантуры – это важная и существенная мера с точки зрения минимизации нагрузки на рынок труда в условиях кризиса.

Вопрос по переводу с платных мест на бюджетные – это тоже необходимая сейчас мера. Например, МГУ сегодня уже заявил о том, что они переходят на эти новые принципы и облегчают возможности перехода с платной на бюджетную основу. Я думаю, что особых вопросов по этому направлению тоже не возникнет. Помимо всего прочего, эта мера реально позволит вузам сохранять бюджетные места без перспективы их возможного сокращения, что иногда происходило в предыдущие годы.

Что касается системы кредитов, то это ключевой вопрос, который имеет важнейшее значение и для вузов - потому что потеря системы образовательных кредитов, которая в последнее время только начала формироваться и уже небезуспешно работала, было бы сейчас крайне плохим событием. Поэтому здесь действительно целесообразно и субсидирование ставок по кредитованию, и то, что образовательные кредиты будут выдаваться без залогов и поручительства. Доступность кредитования тоже является крайне важной вещью.

Что касается фиксации платы, то вот это может стать дискуссионным вопросом. Такое фиксирование платы в рублях может вызывать определённые опасения у вузов. Но, в целом, я думаю, что здесь тоже будет найдено взаимопонимание - тем более что в условиях кризиса все находятся в одной лодке, и нужно принимать такие решения, которые были бы разумными для всех: и для вузов, и для студентов, и для государства.

Те разногласия, которые периодически имеют место и связаны, в частности, с логикой присоединения России к болонскому процессу, с ЕГЭ – эти дискуссии периодически возникают и будут так или иначе продолжаться. Само по себе обсуждение этих вопросов проблем не представляет. Это всё равно необходимо делать, чтобы понимать логику развития системы образования.

Но по антикризисному пакету никаких особых противоречий между государством и ректорским сообществом возникнуть не может. Ещё раз повторяю: здесь все в одной лодке, и нужны такие решения, которые были бы приемлемыми, взвешенными, конструктивными для всех сторон - не только для самих вузов и государства, но в первую очередь для студентов, для качества образования и перспектив его развития. Так что я ожидаю налаживания конструктивного сотрудничества между ректорским сообществом и Министерством образования.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".