Статья
2536 13 марта 2017 18:44

Смена формата

Профессор Пусанского национального университета в Южной Корее Роберт Келли может положить начало новой эре в сфере экспертных коммуникаций. Когда в прямом эфире BBC он рассказывал о непростой политической ситуации в стране, в комнату ворвались его малолетние дети, а следом за ними их растерянная мама. Необычное видео за короткое время посмотрело больше миллиона человек, а сам профессор стал крайне популярным.

Келли, выступление которого было прервано детьми, с трудом удалось сохранить спокойствие. В тот момент, думается, он и не подозревал, что именно экстравагантность ситуации привлечет серьезное внимание людей к его персоне.

Российский политолог Екатерина Шульман увидела в этом случае портрет принципиально нового явления. Она решила повторить эксперимент, записав видеоролик, в ходе которого в хозяйственных перчатках разделывает треску на кухне и обсуждает вторжение в нашу жизнь новых форматов профессионального взаимодействия с аудиторией. По мнению Шульман, сейчас происходит размывание границ между рабочим и домашним пространством.

«Понятно, что все дают комментарии по скайпу и телефону, и у всех дети где-то бродят. Ни один существующий эксперт не избежал этой ситуации. И у меня такое тоже было», - рассказала Шульман.

Соответственно, по ее словам, «стерильного» профессионального пространства уже не существует и не предвидится. «Человек будет все время на связи, и  все время он будет работать немножко самим собой, как крокодил Гена работал в зоопарке крокодилом. Вот все должны работать в  зоопарке крокодилами», - пояснила Шульман.

Она не исключила, что всему экспертному сообществу придется прибегать к новому инструментарию, например, показывать в  кадре котов, чтобы «оживить свое собственное видеоприсутствие». По оценкам Шульман, подобные изменения диктуют новые экономические и информационные реалии. К слову, за 13 часов ролик самой Шульман посмотрели почти пять тысяч человек.

Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов в беседе с «Актуальными комментариями» признал, что новые форматы экспертного взаимодействия с аудиторией действительно востребованы.

«Форматы нужны, но есть нюансы. Если эксперт известен, эрудирован и умеет вкусно говорить, то кухонный антураж, коты и дети ему только на пользу. Той же Екатерине Михайловне (Шульман. – Ред.), например. А вот если он может только бу-бу-бу, то без кабинета, строгого костюма и всплывающих титров с должностью его за эксперта-то и не примут», - пояснил Смирнов. 

По его словам, не надо забывать, что наш кириллический сегмент одной ногой в Азии, где незнакомцев и чиновников встречают по одежке.

«Помнится, один из лидеров Консервативной партии Британии снял ролик, где он у себя на кухне с малышом на руках готовил кашу. Так все наши коллеги отметили, что кухня маленькая, грязная, ребенка над плитой держать на руках опасно и вообще владелец такой кухни у нас и на управдома не тянет», - отметил собеседник издания.

По мнению Смирнова,  сегодня существует три основных формата: печатный текст, аудиокомментарий по телефону и прямой мобильный эфир. «В идеале следует задействовать все три. Лично мне все равно, но если меня будят в 7 утра, и я в трусах и с щетиной, как у Бармалея, то я предпочту телефонное интервью», - признался Смирнов.

Эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов возражает, считая, что  «общество нуждается в качественной политической экспертизе, а не в адаптации подростковых форматов видеоблога».

«Екатерина Шульман в обычной для себя манере некритически переносит западный опыт на российскую почву. Формат поп-политологии в России давно опробован. Прежде всего, можно указать на Дмитрия Пучкова (Гоблина). Среди либералов звезды YouTube отсутствуют. Но они как всегда делают вид, что кроме них никого «в этой стране» не существует», - пояснил «Актуальным комментариям» Тихонов.

По мнению руководителя Лаборатории социально-политических технологий Алексея Неживого, тот же YouTube представляет практическую возможность капитализации новых форматов.

«Во-первых, это наложение рекламы и оплата за просмотры, а во-вторых, это собственный канал, в котором существуют подписчики,  а значит, размещение информации в канале за деньги подобно обычным СМИ, которые публикуют рекламу. Ну и плюс коммерческие обращения к самому эксперту, чтобы осветить какую-то информацию. Instagram, Livejournal, Twitter - все это уже освоено и используется в аналогичном ключе», - пояснил эксперт «Актуальным комментариям».

Новые форматы диктует само время, отмечает в беседе с «Актуальными комментариями» депутат Государственной думы Алексей Куринный.

«Огромный поток информации формирует клиповое восприятие и мышление у большого количества людей. Для широкого охвата аудитории недостаточно уже просто интересной информации, нужна соответствующая подача. Поэтому и возникают простые (иногда сознательно упрощенные) схемы, короткий видеоформат, котики, дети и прочее... Не могу сказать, что это здорово, но таково влияние времени», - подчеркнул парламентарий, отметив, что «с точки зрения политика, наиболее эффективные форматы -  направленные на максимально широкий охват аудитории».

Между тем, руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов заявил «Актуальным комментариям», что существующие форматы коммуникации себя не исчерпали.

«Например, печатные версии газет продолжают успешно соседствовать с интернет-версиями. При этом просто расширяется ассортимент средств передачи информации: экспертные комментарии с элементами шоу тем не менее не отменяют сам комментарий, Телеграм и прочие виртуальные каналы дополняют обычные аккаунты в соцсетях. Инструментарий ширится, но вопрос весь в том, какое содержание ты хочешь донести: многие сейчас увлекаются выходом в новые эфиры и каналы, но при этом не обогащают содержание и потому остаются все в той же узкой аудитории в какой были. Иначе говоря, в экспертной работе важно, что ты говоришь, а где и каким способом -  это уже дело второе», - заключил Миронов.

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков считает, что: «Шульман поступила совершенно верно. Она нашла хороший формат. На шаг впереди многих. И очень ей подходящий. Если кухарка может управлять государством, то почему бы кухарке не начать комментировать политику. Кухонная политология вполне может быть востребована в наше время. Политическая кухня. Это хороший бренд. И главная на ней – прекрасная женщина-политолог: рассекает, отсекает, выбрасывает, оставляет только самое вкусное. Это же отличный образ. При постоянном использовании сковородки политика будет немного пованивать. Но наша политика такова. Тут в одну емкость по сто раз наливают масло. Но главное – не запах. Главное – сервировка. А тут нужны совсем другие навыки. С этим у наших кухарок-политологов и кухарок-политиков большие проблемы. Посмотрим, как все это будет развиваться. Сумеет Шульман выдержать нужный стиль на своей политической кухне – к ней потянутся и гурманы, и всеядные пользователи. Сегодня это главное. Пользователь определяет контент».

Михаил Белый специально для «Актуальных комментариев»

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".