Статья
1268 28 мая 2009 0:01

Союзное государство

В Минске на заседании Совета министров Союзного государства России и Белоруссии  рассматриваются вопросы экономического сотрудничества. В заседании участвует премьер-министр России Владимир Путин, который уже провел переговоры с президентом Белоруссии Александром Лукашенко.

На заседании Совмина глава белорусского правительства  Сергей Сидорский предложил России снять все действующие на рынках ограничения для равного взаимного доступа товаров. "Мы предлагаем снять все ограничения, которые приняты в качестве антикризисных мер", - сказал премьер-министр.

На переговорах с Лукашенко Владимир Путин напомнил, что по итогам прошлого года объем товарооборота между Россией и Белоруссией составил $34 млрд.

В свою очередь А.Лукашенко сообщил, что на повестку заседания Совмина Союзного государства вынесено более 20 вопросов, и выразил надежду на успех предстоящих переговоров.

Как сообщалось ранее, на Совмине планируется проанализировать ход реализации Плана совместных действий правительств двух стран по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, а также Плана мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства.

"В данном контексте принят ряд важных решений, предусматривающих участие белорусских компаний в государственных закупках в России, в частности, по поставкам сельхозпродукции, металлопроката, тракторов, комбайнов, станков, холодильников и грузовых автомобилей", - напоминает пресс-служба.

Предполагается также рассмотреть ряд союзных программ, в т.ч. по развитию и внедрению наукоемких производств и технологий.

Среди тем, которые планируется обсудить на заседании, - подготовка и проведение совместных мероприятий, посвященных знаменательным датам: 65-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков и 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Согласно сообщению пресс-службы, в рамках заседания Совмина намечено подписать два российско-белорусских межправительственных документа - Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях и Соглашение о взаимной передаче в собственность земельных участков и об аренде земельных участков.

Как отмечает пресс-служба, благодаря мерам, которые были приняты правительствами России и Белоруссии, удалось остановить вызванное мировым кризисом снижение динамики взаимной торговли (если в январе с.г. снижение российско-белорусского товарооборота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 44,6%, то в марте с.г. - 42%).

"Как ожидается, стороны обсудят дальнейшие шаги по стимулированию позитивных процессов в экономическом сотрудничестве в дополнение к уже принятым решениям, в частности, по обеспечению равного доступа на рынки двух стран, участию в системе государственных закупок", - говорится в сообщении.

В нем напоминается, что в целях обеспечения социально-экономической стабильности в Белоруссии Россия предоставила Минску в марте с.г. очередной государственный кредит в размере $0,5 млрд (ранее, в ноябре 2008 г. Белоруссией уже был получен льготный российский кредит в $1 млрд).

"В настоящее время прорабатывается возможность оказания дополнительной финансовой поддержки белорусской экономике в таком же объеме", - подчеркивается в сообщении.

Кроме того, Москва и Минск намерены продолжать активные усилия по созданию в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза, который должен начать свое функционирование в 2010 г. Предполагается, что стороны продолжат обсуждение вопросов, связанных с формированием единого таможенного пространства.

Как ожидается, стороны подтвердят курс на дальнейшее углубление двусторонней интеграции, решение задач по упрочению экономического фундамента Союзного государства. "Для России расширение всестороннего интеграционного сотрудничества с Белоруссией сохраняет приоритетное значение в политике на пространстве СНГ. Продолжение процессов союзного строительства отвечает интересам народов России и Белоруссии, является важным фактором поступательного развития двух братских стран", - говорится в сообщении.

По данным пресс-службы, в составе российской делегации - первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин, руководители российских министерств и ведомств.

Предыдущее заседание Союзного Совмина прошло в Москве 30 января с.г.

Между тем разговор в Минске, как ожидается, будет непростым в свете претензий к российским партнерам, озвученных в последние дни руководством Белоруссии.

Так, президент Белоруссии Александр Лукашенко 22 мая обвинил правительство РФ в срыве договоренностей в рамках союзного государства.

"Президенты принимают решения, а правительство России проваливает. Все, о чем мы договариваемся, подписываем на самом высоком уровне - все блокируется, не исполняется. Если начинает блокировать Россия и не пускать нас на свой рынок, так зачем нам эта интеграция", - заявил А.Лукашенко 22 мая журналистам. "Нас обвиняют, что мы участвуем в "Восточном партнерстве", развиваем отношения с Западом. А что нам делать?" - спросил А.Лукашенко.

В свою очередь первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко заявил 22 мая, что "система антикризисных совместных мер по большинству пунктов не принята". При этом он заявил о действующих в России директивно-запретных требованиях, фактически закрывших российский рынок для белорусского машиностроения.

По словам В.Семашко, данная тема станет предметом обсуждения на заседании Союзного Совмина 28 мая. "Это основной вопрос, необходимо разблокировать ситуацию, чтобы белорусские товары смогли свободно перемещаться на рынок РФ", - отметил он.

Со своей стороны вице-премьер правительства Белоруссии Андрей Кобяков заявил, что считает вопрос предоставления республике последнего транша российского кредита главной темой предстоящего заседания Совмина Союзного государства. "Тема номер один - это получение последнего транша в размере $500 млн из российского госкредита на $2 млрд, рассчитанного на 2008-2009 годы", - сказал А.Кобяков 27 мая журналистам.

Со своей стороны В.Путин в преддверие визита в Белоруссию заявил о намерении обсудить в Минске все направления сотрудничества двух стран. "Будем обсуждать все направления нашего сотрудничества. Вопросы, которые задают наши белорусские друзья, известны, и главным образом они сегодня сосредоточены в области сельхозмашиностроения: они просят расширить возможности продажи своей сельхозтехники на нашем рынке", - заявил российский премьер.

Данная тема обсуждалась 25 мая на заседании президиума правительства РФ. Глава Минсельхоза РФ Елена Скрынник заявила, в частности, что считает необоснованными высказанные ранее Минском претензии по поводу ограничения Россией закупок белорусской сельскохозяйственной техники.

Комментарии экспертов

В отношениях России и Белоруссии можно привести такую аналогию: "У вас есть братья и сёстры? Если у них будут проблемы, вы их будете поддерживать?" -   Таким образом, вопрос, зачем нам нужно сотрудничество - снимается. Но когда братья и сёстры начинают орать, что они самые крутые, а вы ублюдки, тогда с ними надо разговаривать чуть-чуть осторожнее, как сейчас с Украиной.

При этом надо совершенно чётко понимать, что системно и стратегически мы должны расширять сферу нашего экономического влияния. Единственный способ для этого – некоторые взаимные торговые экономические отношения.

Другое дело, что надо выстраивать некую системность, а с системностью у нас плохо. Китайские товары мы пускаем на свою территорию без пошлины, а белорусские не пускаем. Как-то глупо. Давайте одно из двух – или пускать и белорусские товары, или прежде, чем закрывать дорогу белорусским товарам, закрывать и китайским. Надо совершенно чётко ставить этот вопрос.

Наша осторожность в отношениях с Минском  вызвана колоссальным давлением Запада или конкретных должностных лиц России, смысл которого – оставить Россию без союзников.

Вся тематика диалога с Белоруссией идет в контексте попыток России сохранить стратегическую инициативу на фоне развития взаимоотношений между Минском и Брюсселем. Связано это с тем, что с января Европейская комиссия активно ранжировала белорусское руководство на предмет усиления двустороннего партнерства. Логическим завершением этих шагов стало участие Белоруссии  в программе Восточное партнерство. Оно предусматривает усиление экономического диалога  ЕС с государствами постсоветского пространства, и  Белоруссии отводится одна из ведущих ролей.

В этой ситуации Москве, с одной стороны, выгодно понять мотивацию Минска, и прежде всего лично Лукашенко, и в том числе Сидорского, который его идеи и мнения будет отображать на заседании совета министров. С другой стороны, нужно сохранить текущий статус взаимодействия, потому что в случае, если активизация политического и экономического диалога будет прервана, существует угроза (во всяком случае в течении второй половины этого года) усиления влияния Европейского союза на позицию Минска.

Здесь, конечно, нельзя переоценивать потенциал Брюсселя, так как, с одной стороны, особых денег они давать белорусскому правительству не намерены, а с другой стороны, текущий формат, который вырабатывается сейчас, выгоден для Минска. Он создает дополнительные возможности для контригры между основными центровыми силами – между Евросоюзом и Россией, с целью получения наиболее устраивающих Лукашенко экономических и политических преференций.

Для того, чтобы нейтрализовать данные его устремления, конечно, Москве необходимо рассматривать вопросы предоставления кредитов и расширять экономическое взаимодействие.

Неоднократные заявления белорусского руководства свидетельствуют о том, что они хотели бы получать заметно большие суммы, чем сейчас, хотя формат финансового поддержания белорусской экономики был согласован в конце 2008 года. В то же время, если характеризовать экономические позиции, исходя из такой конъюнктурной привязки действий Минска, наверно, можно констатировать, что у них просто нет выбора, потому что отсутствие развития реального товарооборота между двумя государствами препятствует политической интеграции.

Экономика является важным фактором для реального вливания жизни в Союзное государство. Без экономического наполнения говорить о том, что государство существует не на уровне политической декларации, а в предметной сфере, конечно, сложно. Здесь вне зависимости от степени заинтересованности российского рынка в белорусских товарах и белорусского рынка в российских товарах, поддержание экономического взаимодействия мотивируется прежде всего политическими причинами. И наверно, у Москвы, а прежде всего у Минска, нет каких-то серьезных возможностей для маневра.

Почему их нет для Минска, хотя он формально имеет шанс для развития каких-то форм взаимодействия с ЕС? - Потому что несмотря на активную риторику со стороны Брюсселя, в практической сфере, в том числе в рамках программы Восточное партнерство, основные инвестиций в белорусскую экономику должны реализовать частные инвесторы. Сам Брюссель особенно вкладываться не намерен. А кроме того, серьезные игроки, представляющие Европейский союз, приходить на белорусский рынок пока не хотят. Это не оставляет Белоруссии иных возможностей, кроме как поддерживать текущий формат взаимодействия с Россией и расширять его.

 

В условиях мирового кризиса, когда наблюдаются отрицательные темпы роста в большинстве развитых и развивающихся экономик мира даже 1,5%, которые сегодня озвучил Путин в Минске, являются впечатляющим результатом. А уж на фоне России – тем более. мы знаем, что в первом квартале наша экономика потеряла  9,5% ВВП по сравнению с первым кварталом предыдущего года. Темпы падения в первом квартале уже составили около 10%. И в этом смысле, я думаю, результат Белорусской экономики просто не нуждается ни в каких комментариях – он впечатляет.

Что касается платежной системы и сомнений, высказанных Кудриным о платежеспособности Белоруссии, можно констатировать следующее. Когда речь идет об экономике таких масштабов и о стране, которая по сравнению с нами является во много раз меньше, то ее экономика будет во многом зависеть от внешнеторговых операций. Поэтому естественно, от того, как будет выглядеть соотношение экспорта и импорта в этой экономике - будет выглядеть ее платежеспособность. Я думаю, что определенного масштаба кредиты эту экономику действительно ставят на ноги, в отличие от российской экономики, которой никакие кредиты не помогут, если она не обратиться к самой себе и не переориентирует, подобно Китаю, свои производственные мощности и способности на внутренний спрос.

Что касается Белоруссии, то надо иметь ввиду, что почти половина белорусского экспорта ориентирована на Россию, а это значит, что этот экспорт вполне востребован. Я думаю, что эта интеграция с Белоруссией имеет массу дополнительных аспектов, включая геостратегические и военнополитические.

Белоруссия была наиболее верным союзником во все эти годы жутких перетрясок, которые мы наблюдали последние 20 лет и продолжает им оставаться. Поэтому вопрос о выделении кредита по большому счету предопределен. Другое дело, что, наверно, Белоруссия рассчитывала на большую снисходительность России в предыдущие годы, и президент Лукашенко строил модель своей экономики во многом на определенных дотациях, которые Россия обеспечивала в ценах на газ, на определенные виды сырья. Теперь же эти дотации сведены к минимуму и поэтому вполне естественно, что Лукашенко начал двойную игру, пытаясь разыграть европейскую карту.

Я думаю, тем не менее, деваться Белоруссии, потому что встроиться в европейскую экономику будет нелегко. По большому счету Белоруссию там ждут те же неприятные последствия, что и Прибалтику. То есть до тех пор пока Лукашенко не допускает к собственности ни российский, ни западный капитал, она продолжает оставаться таким вот лакомым куском. Но как только пройдут все эти процессы приватизации, что может занять от одного до трех лет, экономический и финансовый бум у таких экономик как правило заканчивается. Корпорации, которые подобные поглощения осуществляют, мало озабочены проблемами национального развития, но при этом своей выгоды не упускают.

На этом буме зарабатывают определенного рода посредники. Естественно, они тратят свои средства внутри страны на сферу услуг – рестораны, питание, жилищное комплекс. Это вызывает иллюзию процветания, но, по большому счету, не дает никаких оснований рассчитывать на долгосрочное экономическое развитие. Пример Прибалтики, я повторяю, является наиболее красноречивым. Они сейчас пожинают абсолютно то, что и заслужили в рамках той экономической политики, которую они проводили. Даже те небольшие экономические площади, которые они имели в рамках  нахождения в Советском Союзе, они растеряли и остались самые крохи. Единственное выгодное положение, может быть, занимает Эстония, которая имеет хотя бы какие-то природные ресурсы. А все остальные  Прибалтийские страны – Латвия, Литва – оказались, конечно, в чудовищно тяжелом положении. Я думаю, что Александр Лукашенко – человек мудрый и, несмотря на ту игру, которую он ведет с нами, он по большому счету все равно ориентируется на Россию. Потому что будущее для Белоруссии, которая не обладает теми возможностями и конкурентоспособностью, как Чехия, Восточная Германия или Польша, именно здесь.

С другой стороны я замечу, что и Россия ведет определенную игру, которая навязана Белоруссией. Мы сейчас для себя  выторговываем определенные уступки со стороны Белоруссии для того, чтобы вернуть ее в лоно тех договоренностей, которые были достигнуты в предыдущие годы (я имею ввиду и Союзное государство и Таможенный союз и т.д.).

Поэтому для нас белорусская экономика имеет не только некую ценность объективно-экономическую, она имеет ценность гораздо большую. Она связана с цивилизационной близостью Белоруссии, и с тем, что это единственный, по большому счету верный союзник России в геополитических отношениях. Поэтому скупиться в этих обстоятельствах было бы просто себе дороже. Я думаю, что опыт нашего премьер-министра в его предыдущие 8 лет президентства – это немаловажный актив, и я думаю, что мы как-то постараемся решить уже наболевший вопрос взаимоотношений с Белоруссией. В этом случае кризис является нашим союзником. И возвращаясь к исходному вопросу – это же своего рода приобретение бриллиантов в корону в нынешних условиях – их 1,5%  на фоне нашего почти 10% спада – это немаловажный актив. Я бы просто посоветовал и нашему руководству, и нашим бизнес-группам (прежде всего тем , которые обладают серьезным потенциалом) проявлять чуть меньше жадности в отношениях с Белоруссией, и это им окупиться сторицей.

21 марта 2024 Главное
ЦИК подвела итоги выборов президента
 ЦИК подвела итоги выборов президента Путин набрал на выборах президента 87,28% голосов. Официальные итоги голосования объявила глава ЦИК Элла Памфилова. В общей сложности за действующего президента проголосовали 76 млн 277 тыс. 708 избирателей. На втором месте — Харитонов, который набрал 4,31% (3 млн 768 тыс. 470 голосов), на третьем — Даванков (3,85% — 3 млн 362 тыс...
20 марта 2024 Новости
Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил
 Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил КПРФ утрачивает роль главной оппозиционной партии и становится одной из многих. ЛДПР будет испытывать негативные последствия выборов еще несколько лет. Второе место Даванкова в крупных городах свидетельствует, что партия «Новые люди» успешно борется за городской прогрессистский электорат, отметил президент «Фонда развития гражданского общества» Константин Костин в интервью руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову.
19 марта 2024 Новости
Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований
 Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований Экзитполы показывают предварительные данные об итогах выборов, но не учитывают тех, кто проголосовал дистанционно, отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в интервью политологу, руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову. При этом, по словам Федорова, электоральные расчеты ведущих российских социологических центров в преддверии президентских выборов были достаточно точными. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".