Статья
7905 11 июня 2021 11:10

Сценарии развития германо-российских отношений

Выборы в Бундестаг, намеченные на 26 сентября 2021 года, откроют принципиально новый этап в германо-российских отношениях. По итогам голосования Германия получит нового федерального канцлера — завершится эпоха Ангелы Меркель, бессменно возглавлявшей правительство страны с 2005 года. Её сменит лидер партии, вокруг которой сложится новая правящая коалиция. Всё возрастающее влияние на позицию Берлина будет оказывать американская администрация Джозефа Байдена, делающая акцент на навязывании европейским союзникам своего видения диалога с Москвой. Федеральному кабинету министров придётся учитывать и коллективную позицию ЕС, формируемую Европейской комиссией и Европейской службой внешних связей.

Взаимодействие между ФРГ и РФ после 26 сентября неизбежно претерпит изменения. Другое дело, что глубина этих изменений будет зависеть от результатов, показанных ведущими немецкими партиями в ходе федерального голосования. Полученный ими мандат определит варианты для потенциальных политических альянсов, на базе которых может сложиться будущее правительство.

Главной интригой текущей кампании по выборам в Бундестаг, в сравнении с предшествующими избирательными гонками, является высокий уровень её неопределенности. Впервые за долгие годы у неё отсутствует явный фаворит. Первое место оспаривают между собой традиционный блок в составе Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС) (известен как «Союз»), с одной стороны, и партия «Союз 90/Зелёные», с другой. Причём ни одна из сторон не может похвастать ощутимым превосходством.

Соцопросы попеременно отдают пальму первенства то «Союзу», то «Зелёным». Так, согласно исследованию INSA от 7 июня, за ХДС/ХСС готовы проголосовать 26,5% опрошенных, тогда как за «Союз 90/Зелёные» — 20,5%. Опрос Kantar от 5 июня также фиксирует лидерство ХДС/ХСС. Их рейтинг составил 24%. «Зелёные» занимали второе место с 22%. В то же время исследование Forsa от 26 мая ставило на первую строчку «Зелёных» с 25%. «Союз» с 24% находился на втором месте.

Также впервые в современной истории Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) выпала из топ-2 партий страны. В избирательной гонке она идёт на непривычном для себя третьем месте. По данным INSA от 7 июня СДПГ поддерживало 15,5% респондентов. Согласно опросу Kantar от 5 июня, рейтинг социал-демократов составлял 16%. Опрос Forsa от 26 мая зафиксировал популярность «соци» (неофициальное название социал-демократов) на уровне в 14%. Текущие электоральные позиции СДПГ говорят о том, что побороться за второе место с «Зелёными» ей будет чрезвычайно сложно.

Сравнительно невысокие рейтинги лидеров гонки неизбежно поставят перед ними, после голосования, вопрос о формировании межпартийной коалиции. При этом ни у «Союза», ни у «Зелёных» не будет очевидного преимущества в данном вопросе. Выборы 2005, 2009, 2013 и 2017 годов ХДС/ХСС выигрывали, набирая от 30% голосов и выше (в 2013 году блок христианских демократов поддержал 41,5% избирателей). Текущие соцопросы показывают, что победитель с большим трудом сможет преодолеть планку в 30%. А это значит, что и ХДС/ХСС и «Зелёные» получат практически равные возможности для формирования коалиции с другими партиями, прошедшими в Бундестаг.

Такая ситуация создает условия для многочисленных конфигураций будущей правящей коалиции. В неё, в разных вариациях, могут войти ХДС/ХСС, СДПГ, «Зелёные» и Свободная демократическая партия (СвДП). Как следствие, нет ясного представления и о том, как после парламентских выборов будут складываться германо-российские отношения. Практически каждый вариант коалиционного большинства в Бундестаге будет означать свой сценарий диалога по линии Берлин-Москва. Существует, по меньшей мере, пять основных вариантов будущего развития двустороннего взаимодействия.

1. Резкое обострение отношений с РФ. В этом случае новое германское правительство либо заблокирует оставшиеся работы по возведению «Северного потока — 2», либо откажется от эксплуатации уже достроенного газопровода. По линии Европейского союза Берлин станет одним из главных инициаторов введения против РФ новых политико-экономических санкций. Мотивами для них будут давление российских властей на несистемную оппозицию, отказ от освобождения Алексея Навального, ограничение гражданских прав и свобод и пр. Немецкая сторона будет отслеживать развитие внутриполитических процессов в РФ и выступать с предложениями по наращиванию воздействия на Москву.

Нельзя исключать появления в аппарате германского МИДа должности специального координатора по вопросам отношений с РФ, вместо или в дополнение к уже имеющемуся координатору по межобщественному сотрудничеству с Россией, Центральной Азией и странами Восточного партнёрства (в настоящее время этот пост занимает Иоганн Заатхофф). Он будет курировать российскую политическую повестку и фиксировать поводы для введения новых санкций. Этот пост может занять карьерный дипломат, представляющий русскую группу германского дипломатического корпуса (главное лицо которого — действующий государственный секретарь МИДа Антье Леендертсе).

В рамках евро-атлантического сообщества кабинет министров ФРГ присоединиться к курсу демократической администрации Дж. Байдена, ориентированному по своему магистральному треку на давление в отношении РФ. Первым шагом в этом направлении станет отказ от «Северного потока — 2», что полностью соответствует интересам США. В последующем Берлин будет поддерживать все инициативы Вашингтона против Москвы.

Немецкое правительство окажет военно-политическую поддержку Украине, Польше и странам Балтии. Делаться это будет на уровне двусторонних отношений. В частности, ФРГ может предоставить специалистов и инструкторов для украинской армии, а также начать поставки Киеву оборонительных вооружений, по примеру США. Возможно предоставление Украине фрегатов старых типов, старых ракетных катеров, компонентов противокорабельных ракет, систем ПВО и оборудования для разминирования. Схожая помощь может быть оказана и балтийским республикам. Кроме того, Берлин будет активно содействовать укреплению оборонного потенциала указанных стран по линии НАТО и ЕС. ФРГ безоговорочно поддержит идею вступления Украины в Североатлантический альянс.

В диалоге с Киевом Берлин присоединиться к инициативе «Крымская платформа» украинского президента Владимира Зеленского. Германское руководство на всех доступных для него уровнях будет подчеркивать, что не признает Крым частью РФ. Вполне вероятно, что Германия инициирует новый политический формат по урегулированию ситуации на Донбассе. Также она будет осуществлять давление на Москву с целью возобновления переговоров по ситуации на Юго-Востоке Украины. Вполне вероятно, что новый германский канцлер поддержит идею В. Зеленского о расширении «Нормандского формата» и добьется согласия с этой инициативой президента Франции Эммануэля Макрона. Речь идёт о том, чтобы в число официальных переговорщиков по Донбассу вошли делегации США, Великобритании и Канады. Все три указанные страны — главные партнёры Украины в евро-атлантическом сообществе.

Прямой политический диалог между ФРГ и РФ поддерживаться не будет. Это означает, что проведение встреч на высшем уровне руководства двух стран будет исключено на протяжении большей части легислатуры нового немецкого кабинета. Маловероятны и переговоры по линии глав внешнеполитических ведомств. Основным каналом связи останутся послы двух государств. В настоящее время дипмиссию Германии в России возглавляет Геза Андреас фон Гайр, а России в Германии — Сергей Нечаев.

Сценарий резкого обострения отношений между ФРГ и РФ возможен, если по итогам выборов в Бундестаг победа достанется «Зелёным». Причем последние должны победить ХДС/ХСС с заметным превосходством и склонить СДПГ к формированию двухпартийной коалиции. Подобные левые альянсы в политической практике Германии — вещь распространенная. Так, блок СДПГ и «Зелёных» находился у власти в стране с 1998 по 2005 год. Его принципиальное отличие от предшествующих объединений подобного рода будет состоять в том, что лидером коалиции выступят «Зелёные», а в роли младшего партнёра окажется СДПГ (раньше главными в альянсе неизменно являлись социал-демократы). Именно такое развитие событий наиболее вероятно, исходя из текущих рейтингов обеих партий.

При наиболее благоприятном для «Зелёных» исходе коалиционных переговоров они смогут занять наиболее важные посты в новом правительстве. Федеральным канцлером в этом случае станет сопредседатель партии Анналена Бербок. А МИД может возглавить второй сопредседатель «Зелёных» Роберт Хабек. Как правило, пост главы внешнеполитического ведомства отдается партнеру по коалиции. Но «Зелёные» могут отказаться от следования этой норме, в случае если их электоральное превосходство над социал-демократами будет слишком ощутимым. Это приведёт к тому, что они станут единолично определять курс Германии на международной арене, руководствуясь исключительно своими идейно-политическими предпочтениями. Глава предвыборного списка СДПГ Олаф Шольц в подобной ситуации может остаться на занимаемых в настоящее время постах вице-канцлера ФРГ и министра финансов.

Более скромный отрыв «Зелёных» от «Союза» и СДПГ заставит их подчиняться сложившимся правилам формирования левых коалиций. Пост главы МИД, как один из наиболее важных в кабмине, отойдёт к социал-демократам. Это устоявшаяся практика. Так в период последнего пребывания левой коалиции у власти в 1998-2005 годах министром иностранных дел и вице-канцлером неизменно являлся Йошка Фишер, тогдашний лидер «Зелёных». В современных реалиях основной претендент на должность главы внешнеполитического ведомства — О. Шольц. Альтернативой ему выступает сопредседатель СДПГ Заския Эскен. Прежде всего, в случае если О. Шольц предпочтёт сохранить за собой пост главы Минфина.

Однако и при таком распределении ролей «Зелёные» могут сохранить возможность играть решающую роль в формировании и реализации внешней политики ФРГ. За счёт перераспределения полномочий в пользу внешнеполитического аппарата федерального канцлера. Глава правительства традиционно располагает своим штатом советников и консультантов по всем ключевым международным вопросам. Организационно они входят в Управление внешней политики, политики безопасности и развития Ведомства федерального канцлера Германии. При наличии соответствующих амбиций эта команда может перехватывать заметную часть компетенций МИДа. Как официально, на основе полномочий Ведомства канцлера, так и неформально.

Нельзя исключать, что, отдав пост министра иностранных дел социалистам, руководство «Зелёных» укрепит потенциал внешнеполитического управления в Ведомстве федерального канцлера. В этом случае данная структура будет выступать фактической альтернативой МИДу по основным трекам германской внешней политики. И «Зелёные», опираясь на её возможности, смогут претворять в жизнь свои инициативы на международной арене в обход социал-демократов.

Как и высшие позиции в МИД (посты государственных министров), занимаемые политическими назначенцами, внешнеполитический аппарат канцлера может формироваться аналогичными кадрами. В настоящее время советником Ангелы Меркель по внешней политике и главой Управления внешней политики и политики безопасности является Ян Геккер. Это профессиональный юрист, бывший член СДПГ. За его плечами работа в системе МВД, Федеральном административном суде, а также на позиции координатора политики в отношении беженцев. Нельзя исключать, что при необходимости А. Бербок также сделает ставку на своих выдвиженцев.

Перспективы резкого ухудшения германо-российских отношений, в случае доминирования в правительстве представителей «Зелёных», не вызывают сомнений. А. Бербок, выдвинутая партией на пост канцлера, неоднократно критически отзывалась о руководстве РФ и призывала к ограничению текущего формата двустороннего взаимодействия. Так, 25 апреля сопредседатель «Зелёных» в очередной раз заявила, что странам Европы следует усилить давление на Россию, отметив также, что газопровод «Северный поток — 2» необходимо «лишить политической поддержки». Точка зрения А. Бербок на РФ разделяется большинством членов партии и соответствует официальной позиции «Зелёных». Придя к власти и получив доступ к руководству над внешнеполитическим аппаратом, они постараются воплотить её в жизнь.

2. Ограниченное ухудшение отношений с РФ. Данный сценарий будет означать лишь частичную реализацию ограничительных мер, описанных выше. Газопровод «Северный поток — 2» будет достроен и введён в эксплуатацию. Немецкий кабинет будет высказывать критические замечания по поводу российской энергетической политики в ЕС. Но в то же время откажется от замораживания «Северного потока — 2», мотивируя это тем, что новый газопровод — сугубо коммерческий проект, в реализации которого участвует не только «Газпром», но и компании из нескольких европейских стран.

В рамках Евросоюза ФРГ войдёт в число субъектов, инициирующих и поддерживающих введение новых санкций против РФ. Однако при этом Берлин не будет играть роль застрельщика санкционной политики. Его позиция по теме санкций окажется сопоставима с текущей. На евро-атлантическом треке Германия поддержит курс администрации Дж. Байдена по давлению на Россию. Другое дело, что антироссийская линия не станет для немецкого кабинета абсолютной доминантой. Вполне вероятен отход от неё, в том числе, вслед за Белым домом.

По вопросу урегулирования ситуации в Донбассе Германия сохранит приверженность текущему составу Нормандского процесса. Немецкое правительство не поддержит идею Киева о расширении состава его участников. В то же время Берлин будет оказывать давление на Москву с целью активизации переговорного процесса по Донбассу и снижения риска обострения вооруженного конфликта в регионе. Прежде всего, на уровне глав внешнеполитических ведомств. Германский кабмин будет заинтересован в выполнении сторонами конфликта положений Минских договоренностей.

Германия откажется от предоставления прямой военно-технической помощи Украине, Польше и балтийским республикам. В то же время украинской стороне будет выражена поддержка в её стремлении добиться членства в ЕС. Но одновременно Берлин воздержится от однозначной поддержки вступления Киева в состав НАТО. ФРГ присоединится к «Крымской платформе» властей Украины, отказываясь признать российскую принадлежность Крыма и Севастополя. Германская сторона поддержит идею пролонгации санкций против РФ из-за присоединения Крыма в 2014 году.

Основной канал прямого политического диалога между странами будет поддерживаться по линии глав МИД. Возможны и встречи между лидерами государств. Прежде всего, на многостороннем уровне — «на полях» Нормандского формата и саммитов «Группы двадцати». Германское руководство не станет избегать контактов с президентом РФ Владимиром Путиным.

Ограниченное ухудшение немецко-российских отношений вероятно в случае победы «Зелёных», по итогам которой они сформируют коалицию с СДПГ. При этом в ходе определения нового состава федерального правительства победителям придется пойти на паритетное распределение министерских портфелей. Подобный сценарий возможен, если превосходство «Зелёных» над ХДС/ХСС окажется минимальным. А результат социал-демократов будет близок к 20% голосов. Пост федерального канцлера в этом случае всё равно займёт А. Бербок. Но позиции вице-канцлера и главы МИД окажутся в руках СДПГ. Их может занять О. Шольц, действующий министр иностранных дел Хайко Маас, сопредседатель партии Заския Эскен или один из лидеров региональных отделений партии (например, глава подразделения СДПГ в Берлине Михаэль Мюллер). Причем если О. Шольц не получит пост главы внешнеполитического ведомства, он сохранит за собой текущие должности вице-канцлера и министра финансов.

Отказ от существенной коррекции взгляда на диалог с РФ в случае данного сценария будет продиктован сохранением контроля «соци» над МИДом при ограниченном потенциале внешнеполитического пула Ведомства федерального канцлера. В настоящее время СДПГ располагает в МИД командой партийных назначенцев, занимающих ключевые позиции государственных министров. Это Михаэль Рот, Нильс Аннен и Мишель Мюнтеферинг. Это позволяет им полностью контролировать выработку политической линии германского внешнеполитического ведомства. Основанием для монополии является министерская должность Х. Мааса. Несомненно, что подобная практика аппаратного доминирования будет сохранена, если СДПГ снова получит в своё распоряжение портфель министра иностранных дел. И у МИД не будет сильного противовеса в аппарате канцлера.

Ограниченное ухудшение отношений с РФ — производная от позиции О. Шольца и верхушки СДПГ. Степень критического настроя руководства социал-демократов в отношении РФ заметно выросла даже по сравнению с 2014-2015 годами, когда партия, ведомая Зигмаром Габриэлем, поддержала запуск санкционного давления в отношении РФ. Но идти на полный демонтаж сложившихся форм двустороннего сотрудничества верхи СДПГ не хотят. Поддерживая давление на Москву, они, в то же время, сохраняют каналы для политических коммуникаций и обеспечивают функционирование сложившейся конфигурации торгово-экономических связей. В этом социал-демократы принципиально расходятся с «Зелёными». И именно такой курс они постараются воплотить в жизнь в случае паритетного распределения портфелей в левом коалиционном правительстве.

3. Селективное ухудшение отношений с РФ. Подобный сценарий подразумевает, что общее содержание германо-российского взаимодействия останется без существенных изменений по сравнению с текущим периодом. Двусторонний диалог будет пребывать в состоянии, близком к тому, что оформился в 2019-2021 годах. Немецкий кабинет может лишь весьма избирательно претворять в жизнь инициативы, направленные против РФ. Прежде всего, из-за конфликта на Донбассе, ситуации с Крымом и состоянием российской несистемной оппозиции.

По линии ЕС ФРГ не будет выступать в качестве инициатора введения новых санкций, если для этого не найдется веского повода. При этом германское правительство поддержит любые ограничительные меры в отношении Москвы, предлагаемые Еврокомиссией или большинством стран-членов объединения. В целом Берлин будет полностью солидарен с общей позицией ЕС на русском треке.
В том, что касается усилий США, немецкий кабмин воздержится от безоговорочной поддержки курса администрации Дж. Байдена в отношении РФ. Несмотря на противодействие Вашингтона, «Северный поток — 2» будет достроен и начнет функционировать. Берлин откажется присоединяться к санкционным мерам Белого дома против Москвы и от их публичной поддержки.

Германский кабинет продолжит выступать за политическое урегулирование ситуации на Донбассе. С этой целью он может оказывать воздействие на РФ. Принципиальным для ФРГ станет сохранение Нормандского формата в его текущем виде, без расширения состава участников. При этом если добиться возобновления переговорного процесса не удастся, немецкое правительство может ввести против Москвы новые санкции. Как в одностороннем порядке, так и по линии ЕС. Требования Берлина возобновить переговоры по Донбассу будут обращены и к Киеву.

Украина, Польша и Прибалтика получат статус поддерживаемых Германией стран. Но Берлин воздержится от предоставления им военно-технической помощи, ограничив свои усилия политической и экономической поддержкой. В частности, германское правительство выступит за вступление Украины в состав НАТО и ЕС.

В отношениях с Киевом Берлин присоединится к «Крымской платформе». Нельзя исключать, что ФРГ инициирует новые политические форматы для обсуждения ситуации вокруг Крыма. Немецкое правительство выступит за пролонгацию санкций против России, введенных за присоединение Крыма и Севастополя в 2014 году.

Представители нового германского кабинета войдут в число ведущих критиков внешне- и внутриполитических действий российских властей. Особое внимание Берлин будет уделять ситуации с гражданскими свободами в РФ и положению несистемной оппозиции. Но практические шаги за критической риторикой последуют лишь в отдельных, наиболее резонансных случаях.

Основой для прямого политического диалога между странами выступят внешнеполитические ведомства и их главы. В то же время будут поддерживаться коммуникации и по линии высшего руководства. Наиболее вероятны встречи на высшем уровне «на полях» международных форумов и площадок. Прежде всего, в ходе переговоров в Нормандском формате и на саммитах «Группы двадцати». Но нельзя исключать и проведения полноценных двусторонних саммитов ФРГ-РФ.

Селективное ухудшение отношений с РФ возможно, в случае если после победы ХДС/ХСС или «Зелёных» на выборах в Бундестаг будет сформирована новая Большая коалиция. В её состав войдут «Союз», «Зелёные» и СДПГ. Для такого развития событий «Союз» или «Зелёные» должны занять две первые строчки, не набрав 30% голосов. В свою очередь СДПГ необходимо превысить отметку в 16-17%.

Подобная расстановка сил будет означать, что ни у одной из лидирующих партий не будет заметного преимущества над соперниками. Как следствие, в Большой коалиции не окажется явной доминирующей силы. Новый состав правительства будет сформирован с соблюдением паритета и пропорции партийного представительства.

Победа ХДС/ХСС будет означать, что канцлером станет действующий председатель Христианско-демократического союза Армин Лашет. Посты вице-канцлера и главы МИД займёт А. Бербок. В свою очередь министром финансов останется О. Шольц. Триумф «Зелёных» приведёт к тому, что главой правительства станет А. Бербок. Соответственно, А. Лашет получит портфели вице-канцлера и главы внешнеполитического ведомства. Второй сценарий не исключает и назначения на пост главы МИД О. Шольца. А. Лашет в этом случае станет вице-канцлером и министром финансов.

4. Сохранение текущего формата германо-российских отношений. Наиболее консервативный из всех возможных вариантов развития двустороннего взаимодействия. Содержание межгосударственного диалога останется без каких-либо заметных изменений по сравнению с текущим периодом. Германия может лишь ужесточить риторику по вопросам Донбасса и Крыма, а также по теме давления российских властей на гражданское общество и несистемную оппозицию.

«Северный поток — 2» будет достроен и введен в эксплуатацию. Берлин поддержит введение новых санкций против РФ по линии ЕС, но не станет входить в число их главных инициаторов. Речь пойдёт исключительно о поддержке коллективной позиции стран объединения, формируемой Брюсселем. ФРГ сохранит приверженность Нормандскому формату. Причем нельзя исключать, что Берлин начнет давление на Киев с целью возобновления переговорного процесса. Правительство ФРГ не поддержит усилия США по давлению на РФ. Германия в одностороннем порядке, без учёта общей позиции ЕС, начнет закупку российской вакцины «Спутник V».

Германо-российский политический диалог будет поддерживаться как по линии глав МИД, так и между высшим руководством двух стран. Во втором случае возможно проведение «полевых» переговоров на международных площадках (Нормандский формат, «Группа двадцати») и в двустороннем режиме, в формате встреч на высшем уровне. Берлин постарается нарастить интенсивность и содержательность диалога с Москвой.

Сохранение текущего формата отношений возможно в двух случаях. Во-первых, при победе на выборах ХДС/ХСС. При таком сценарии «Союз» сделает всё возможное, чтобы сохранить Большую коалицию с СДПГ, без включения в неё «Зелёных». Христианские демократы успели привыкнуть к подобной практике и у них не вызывает раздражения опыт работы со своим главным конкурентом в лице социал-демократов. Из четырёх кабинетов А. Меркель (с 2005 года по настоящее время) три были сформированы Большой коалицией, включавшей ХДС/ХСС и СДПГ. Речь идёт о первом (2005-2009 года), третьем (2013-2018 года) и четвёртом (с 2018 года по настоящее время) правительствах. Только второй кабинет А. Меркель (2009-2013 года) был сформирован ХДС/ХСС и их традиционным союзником в лице СвДП. Поэтому при наличии соответствующей возможности ХДС/ХСС поспешит сохранить сложившуюся с 2005 года модель партнёрства с СДПГ.

Во-вторых, в случае победы «Зелёных» с минимальным отрывом в 1-2%. В такой ситуации «Союзу» будет вполне по силам склонить СДПГ к возобновлению Большой коалиции без привлечения в её состав «Зелёных». Третьим партнёром двух больших партий вполне может стать СвДП. Современная германская история знает примеры, когда у победившей на выборах в Бундестаг партии не получалось сформировать правительство. Пальму первенства в деле создания кабинета перехватывали её конкуренты. Например, по итогам парламентской гонки 1980 года победа досталась ХДС/ХСС во главе с тогдашним лидером баварского ХСС Францем Йозефом Штраусом. Однако христианским демократам не хватило набранных голосов для создания правительства. Вместо них это сделали СДПГ и СвДП. В результате у власти оказался новый кабинет Гельмута Шмидта, ставший для него третьим с 1974 года. Нельзя исключать подобного развития событий и в настоящее время.

Распределение министерских портфелей при подобном сценарии может выглядеть следующим образом. В случае победы ХДС/ХСС федеральным канцлером станет А. Лашет. А посты вице-канцлера и главы МИД достанутся О. Шольцу. Либо, если последний захочет продолжить работу на посту главы Минфина, внешнеполитическое ведомство возглавит один из представителей социал-демократической верхушки (З. Эскен, Х. Маас и др.). Формирование Большой коалиции «Союза», СДПГ и, при необходимости, СвДП, будет означать аналогичное распределение должностей. Единственный нюанс — вхождение в коалицию свободных демократов приведёт к тому, что пост министра иностранных дел может получить лидер СвДП Кристиан Линднер.

5. Частичная нормализация германо-российского взаимодействия. Наиболее удобный для России сценарий развития отношений с ФРГ. В случае его воплощения «Северный поток-2» будет достроен и введён в эксплуатацию. Германия в одностороннем порядке, минуя институты Евросоюза, начнет закупку у РФПИ вакцины «Спутник V». ФРГ обозначит заинтересованность в расширении торгово-экономических связей с Россией. Риторика руководства ФРГ заметно трансформируется. Вместо критики в адрес РФ зазвучат призывы к восстановлению полноценного партнёрства.

В рамках ЕС Берлин не только не будет выступать инициатором введения новых санкций против Москвы, но и войдёт в число субъектов, противодействующих подобным инициативам, как со стороны Еврокомиссии, так и отдельных членов сообщества. В то же время, и это принципиально, немецкий кабинет откажется предпринимать шаги по отмене уже введенных против России санкций. Текущая модель санкционного политико-экономического давления останется при нём неизменной. Кроме того, германское правительство не станет препятствовать введению таких новых санкций, которые получат поддержку со стороны абсолютного большинства членов Евросоюза.
ФРГ категорически откажется поддерживать усилия администрации Дж. Байдена по давлению на РФ. Любые попытки Вашингтона склонить Берлин на свою сторону эффекта не принесут, что наглядно проиллюстрирует ситуация с «Северным потоком — 2». По линии НАТО немецкая сторона будет стараться оппонировать тем странам-членам альянса, которые будут выступать за наращивание давления в отношении Москвы.

Германское руководство продолжит придерживаться Нормандского формата урегулирования вооруженного конфликта на Донбассе. Причем Берлин может инициировать давление на Киев с целью возобновления переговорного процесса. Предложения украинской стороны по расширению состава участников Нормандской четвёрки поддержки со стороны руководства ФРГ не найдут.

Сохраняя внешне конструктивное отношение к Украине, Польше и странам Балтии, новый германский кабинет не станет предоставлять им военно-техническую помощь. Вопрос о членстве Украины в НАТО будет выведен из основных тем повестки дня. В то же время ФРГ поддержит стремление Киева войти в состав ЕС, но в отдалённой перспективе. По Крыму принципиальных изменений в германской позиции не произойдёт. Но при этом нельзя исключать, что новый немецкий кабинет не станет присоединяться к инициативе В. Зеленского «Крымская платформа».

Прямой политический диалог между Германией и Россией будет поддерживаться в полном объеме. Кроме регулярных контактов по линии глав внешнеполитических ведомств развитие получат и связи между руководителями двух государств. Более чем вероятно возобновление встреч на высшем уровне. Как «на полях» международных площадок (Нормандский формат, «Группа двадцати» и др.), так и в сугубо двустороннем режиме. Возобновятся коммуникации и на уровне глав отдельных правительственных структур.

Частичная нормализация двустороннего взаимодействия возможна в двух случаях. Во-первых, при относительно уверенной победе ХДС/ХСС (от 30% и выше). Невысокие результаты «Зелёных» и СДПГ позволят «Союзу» сформировать традиционную для себя коалицию с СвДП. В этом случае пост федерального канцлера займёт А. Лашет. Позиции вице-канцлера и министра иностранных дел по традиции достанутся лидеру СвДП, которым в настоящее время является К. Линднер. Но если последний предпочтет пост министра финансов или министра внутренних дел, то должность главы МИД может перейти к амбициозному лидеру баварского ХСС Маркусу Зёдеру.

Формально М. Зёдер кажется довольно удобной фигурой для Кремля. В январе 2020 года он, в статусе премьер-министра (букв. министра-президента) Баварии, посетил Москву, где был принят президентом РФ В. Путиным и провёл переговоры с мэром Москвы Сергеем Собяниным. Тем самым М. Зёдер подтвердил курс баварского правительства на поддержание особых отношений с РФ. Связи с Москвой активно выстраивал его предшественник на посту земельного премьера, Хорст Зеехофер, ныне занимающий должность федерального министра внутренних дел.

На деле говорить о какой-либо особой симпатии М. Зёдера к РФ не приходится. В ходе визита в 2020 г. он подтвердил приверженность уже введённым против России санкциям, подчеркнув, что они «продемонстрировали свою действенность». В представлении лидера ХСС, Берлин должен поддерживать прямой контакт с Москвой для трансформации её позиции и работать по тем трекам двусторонних отношений, которые отвечают немецким интересам.

Во-вторых, частичная нормализация отношений возможна в случае менее убедительной победы ХДС/ХСС (до 30% голосов). При таком сценарии христианские демократы могут пойти на формирование ставшей уже привычной Большой коалиции с СДПГ. Пост канцлера достанется А. Лашету. Наиболее вероятным кандидатом на роль главы МИД станет О. Шольц. Но если лидер СДПГ предпочтет сохранить за собой портфель министра финансов, кресло министра иностранных дел достанется одному из представителей руководства СДПГ.

Максим Минаев, кандидат политических наук, заместитель руководителя Центра политических исследований ФоРГО.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".