Светлое воскресение
Христиане всего мира отмечают праздник Светлого Христова Воскресения. Это - главное событие года, символизирующее торжество жизни. Этот воскресный праздник с огромным удовольствием отмечают все - и верующие, и неверующие.
Этот праздник еще называют Пасхой, то есть Днем, в который совершился переход от смерти - к жизни и от земли - к Небу. Пасха для нас - празднество, которое утверждает одну истину: смерть побеждена Воскресением.
Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия.
Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни. В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?».
Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству. Апостол Павел в Первом послании коринфянам писал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».
Как все традиционные праздники, он полон разных правил и символов. Из обрядов к Пасхе приурочен лишь обычай красить яйца и выпекать куличи. От этой традиции россияне не отказывались даже в годы советской власти, когда в чести был атеизм. В те времена также не была утрачена традиция вспоминать ушедших в мир иной близких и родных.
Сегодня, когда атеизм уже не является идеологией государства, многие россияне соблюдают и церковные обряды, присущие этому празднику.
Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье.
По данным соцопросов, как пишет
«Интерфакс», Пасху празднуют в целом более 90% россиян, среди которых есть даже мусульмане и неверующие.
К началу патриаршего богослужения в храм Христа Спасителя был доставлен из Иерусалима благодатный огонь, а на самой службе присутствовали тысячи москвичей, в том числе президент, премьер-министр и мэр столицы.
Поздравляя верующих с праздником, патриарх Кирилл назвал Воскресение Христово важнейшим событием и в истории человечества, и в жизни каждого отдельного человека и призвал каждого отметить этот праздник своим духовным преображением.
В этом году восточная и западная пасхалии (системы расчета даты Пасхи) совпали, поэтому 24 апреля стало днем торжества во всем христианском мире.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал многочисленным верующим в храме Христа Спасителя благодатный огонь из Иерусалима.
Предстоятель вышел из алтаря с двумя связками иерусалимских пасхальных свечей. Он зажег их от свечи с благодатным огнем, доставленным Фондом Андрея Первозванного во главе с Владимиром Якуниным из иерусалимского храма Гроба Господня.
Спустя считанные минуты храм наполнился светом свечей, которые тысячи людей держат в руках.
Затем вокруг храма был совершен крестный ход во главе с патриархом (круг - символ вечности, дарованной Спасителем). По его завершении предстоятель и духовенство пропели пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
И после того, как впервые был произнесен пасхальный возглас: «Христос Воскресе», зазвонили колокола.
Патриарх поздравил президента Дмитрия Медведева, премьер-министра Владимира Путина, их жен и мэра Москвы Сергея Собянина с праздником и после этого все по многовековой традиции обменялись пасхальными яйцами.
Дмитрий Медведев в свою очередь патриарху пасхальное яйцо. Автор произведения - Дмитрий Волков, арт-студия «Русские эмали».
Медведев также поздравил всех христиан с Пасхой.
«Всех, кто празднует сегодня Пасху, поздравляю со Светлым Христовым Воскресением!» - написал глава государства в своем микроблоге Twitter.
Президент вместе с супругой принял участие в праздничной службе в храме Христа Спасителя в Москве.
Всего около 373 тысяч человек посетили московские храмы и кладбища днем в субботу и в ночь на воскресенье во время празднования Пасхи, сообщил начальник управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков.
«В субботу днем в период с 8 до 18 часов в праздничных мероприятиях приняли участие около 217 тысяч человек, из них примерно 136 тысяч посетили службы в 278 московских храмах и монастырях», - сказал Бирюков.
Еще 81 тысяча человек посетила 58 столичных кладбищ, расположенных в Москве и Московской области.
На ночные богослужения в столичные храмы пришли примерно 156 тысяч человек.
«В частности, в Храм Христа Спасителя побывали около 8 тысяч человек, в Богоявленском соборе - примерно 6,3 тысячи, в Успенской церкви Новодевичьего монастыря - около 2 тысяч человек, в Свято-Даниловым монастыре - примерно 18,5 тысяч», - сказал Бирюков.
Он отметил, что сотрудники внутренних дел обеспечили порядок и безопасность при проведении праздничных служб, никаких нарушений правопорядка не зарегистрировано.
Усиленные наряды будут вести дежурство и в течение воскресенья.
Но действительно ли общество избавилось от наследия советской эпохи и идет по дороге к храму? Наверное, чтобы быть до конца честным, общество только на пути к этой тропинке, которая ведет к духовному спокойствию и воцерковлению.
Соблюдение некоторых традиций, посещение церкви – стало традицией. Однако, это вовсе не означает, что общество полностью восприняло каноны православия.
Скажем, в Московском патриархате не удивлены результатами опроса, согласно которым большинство россиян не верят в воскресение после смерти.
«На мой взгляд, полученные в ходе опроса цифры во многом отражают нашу сегодняшнюю ситуацию. Мы давно говорим о том, что большинство россиян сегодня идентифицируют себя с православием, но это - культурная идентичность, а не собственно религиозная», - заявил глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда.
Отмечается, что по заказу этой организации фонд «Общественное мнение» провел весной 2011 года опрос, в ходе которого лишь 26% респондентов согласились с мнением, что после смерти существует возможность воскресения. Не придерживаются такой позиции 54% опрошенных.
Идентифицирующие себя с православием чаще представителей других вероисповеданий склонны верить в воскресение - 31%. Однако даже среди них оказалось много ответивших отрицательно - 46%. Как отметил Легойда, многие люди «действительно ничего не знают о вере».
По его словам, у тех, кто говорит, что не верит в воскресение, загробную жизнь, представление об этой жизни может складываться «по сохранившимся в памяти еще с советских времен карикатурам на рай и ад в журнале «Крокодил», в которых «рай» - это длинный нудный коммунизм в стиле четвертого сна Веры Павловны, а «адская жизнь» - сковородки, на которых черти вилами колют грешников».
По мнению экспертов, ждать кардинальных изменений в сознании общества по отношению к вере за такой короткий период и не стоит.
Так, президент Фонда «Общественное мнение» Александр Ослон в интервью «Актуальными комментариями» отметил, что это долгие процессы, и избавиться от наследия советского атеизма за такой короткий период – нельзя.
Он отметил также, что церковь стала заметным и влиятельным институтом в обществе, 20 лет изменений к этому привели. «Однако что касается религиозности и тем более воцерковленности, конечно это процесс очень медленный. В сравнении с советскими временами сдвиг произошел, но очень незначительная часть населения реально религиозна», - сказал он.
Священник и секретарь Совета по биоэтике при Московском патриархате, кандидат медицинских наук, руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» Максим Обухов в беседе с «Актуальными комментариями» подчеркнул, что количество людей, посещающих пасхальное богослужение, растет. При этом, по его словам, не стоит, думать, что абсолютное большинство участвующих в празднике - это глубоко религиозные люди. «Мы не ожидаем этого. Для меня самого в молодости посещение этих праздников, освящение куличей несколько опережало воцерковление. Наверное, это естественно», - отметил он.
Обухов также считает, что неверие россиян в загробную жизнь, это в какой-то мере наследие советской эпохи. При этом священник отметил, что трудно сказать, что значит «советское наследие» и как от этого избавиться. «Если говорить о количестве храмов, то нет, еще не отошли от советской эпохи. Если говорить о количестве священников, то у нас их количество еще не превысило то число, которые были убиты, расстреляны, высланы из страны, погибли в тюрьмах и не имели возможности служить. Количество религиозных людей уменьшилось по сравнению с досоветским периодом, но в то же время остались самые верные, наиболее надежные люди, с которых как с наиболее жизнеспособного черенка восстанавливается все церковное дерево», - сказал Обухов.
При этом, по мнению многих экспертов, именно церковь и пасхальные торжества в частности, даже для тех, кто не воцерковлен, помогают обрести душевную благодать и главное – восстановить духовные связи с семьей.
Именно в советскую эпоху прервалась преемственность поколений, присущая российскому дореволюционному обществу. Немногие поддерживают тесные связи с двоюродными, троюродными братьями и сестрами, мало кто знает, где покоятся их бабушки и дедушки. А ведь именно корнями и традициями держится семья.
Священник Обухов уверен, что празднование Воскресения Христова помогает эти связи возродить. «Во-первых, это праздник, на которые мы все таки встречаемся со своими родственниками, поздравляем, Во-вторых, существуют дни поминовения усопших. Усопшие нас объединяют», - отметил он.
Он напомнил, что близкие и дальние родственники объединены тем, что у них общий предок. У двоюродных братьев общий дедушка, у троюродных - прадедушка, и так далее. По его словам, праздники сближают дальних родственников. Однако тенденция к возрождению большой семьи, как отметил Обухов, пока не наблюдается.
Главный редактор портала «Новые Хроники» Егор Холмогоров в свою очередь отмечает, что церковь очень много делает для возрождения семейных традиций.
«Обычно православный человек идет в храм и пишет записку о поминовении ушедших, то есть, поминает свою семью и родственников ушедших. То есть, в его памяти актуальна все-таки система родственных связей, она существует, в отличие от атеиста, который может себе позволить полностью изолироваться от всех людей и самых близких и не вспоминать», - отметил он «Актуальным комментариям».
Эксперты уверены, что общество постепенно меняется и возрождаются лучшие традиции христианства.
«Убежден, общество ушло от точки невозврата, общество отошло от атеизма, и я вижу массу православной молодежи в поддержку миссионерства патриарха Кирилла», - сказал «Актуальным комментариям» лидер Союза православных граждан, заведующий отделом Украины и Крыма Института стран СНГ Кирилл Фролов.
По его словам, Пасха – это лучшие духовные скрепы для семьи.
Этот праздник занимает особое место в духовной жизни нашего общества. Этот праздник ощущает в душе каждый верующий, ибо сама идея Воскресения побуждает людей к добру, справедливости и самопожертвованию во имя ближнего. Во все времена такое представление о жизни служило для людей хорошим нравственным и духовным подспорьем.
Пусть Пасха принесёт вам радость и надежду, хорошее настроение, благополучие и уверенность в завтрашнем дне. Пусть в ваших семьях всегда царят мир, добро, согласие, любовь и вера в лучшее.