Комментарий
3504 25 августа 2022 9:42

Тепличное поколение: чем опасен надвигающийся кризис

Михаил Карягин политологМихаил Карягин

Михаил Карягин
политологМихаил Карягин
Надвигающийся кризис — первое настоящее испытание для поколения родившихся в 90-х и нулевых. Они не помнят или не застали распад СССР, дефолт 1998 года, а во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов самой большой проблемой была двойка по математике, которую нужно исправлять. В период начала войны санкций 2014 года многие представители нашего поколения уже работали, кто-то столкнулся с трудностями, но то были цветочки по сравнению с новыми условиями. Есть опасения, что все предыдущие кризисы новейшей истории России будут менее значительными предстоящих испытаний, которые выпали на долю поколения, совершенно к нему неготового.

Уровень потребления

Поколение наших родителей, родившихся в 60-70-х годах, конечно, в детстве и юности не видело текущего уровня потребления. Распад СССР, либерализация экономики, приход новых брендов, рост уровня потребления — все это было для них чем-то новым, а не данностью. Неслучайно, опросы показывают, что старшее поколение спокойно относится к санкциям, отключению сервисов и уходу мировых брендов с российского рынка. Большая часть их жизни прошла без всего этого и откат не кажется им чем-то смертельным. Именно среди пользователей соцсетей в возрасте 40-60 лет набирал обороты тренд «чего вы меня пугаете санкциями».

С экономически активной молодежью в возрасте 18-35 лет все сложнее. Лично я еще помню Dial Up модемы, затем — ADSl технологию, которая после 56 кбит/с казалась просто прорывом. Не было ни легальных, ни пиратских онлайн-кинотеатров, никаких сервисов потоковой музыки, потому что по GPRS невозможно было скачивать такие объемы данных, весь контент приходилось качать с торрентов: фильмы, сериалы, музыку. Многие же представители поколения нулевых ничего этого не помнят. Для них отказ от YouTube Music, Spotify, Netflix и других продуктов — сильный удар по привычному уровню потребления контента.

Но проблемы не только с подписками. Заказ одежды на Asos, покупки на eBay, доставки из любых зарубежных магазинов, дешевые путешествия в любую точку мира — все это было обыденностью для современной молодежи крупных российских городов. Если наши родители жили без всего этого, то нам придется учиться жить заново.

Индивидуализм и эскапизм

Старшему поколению всегда свойственно ругать молодежь. Молодежь всегда не так хороша, как того хотелось бы их родителям: не так умна, инициативна и ответственна. «Вот мы в ваши годы...» и так далее. Поэтому важно посмотреть на то, что о себе думают представители самой молодежи. Согласно опросу ВЦИОМ, в топе качеств молодежи, по мнению самой молодежи: общительность, равнодушие к стране и ориентация на материальные ценности. И все эти три качества — идеальная почва для того, чтобы не бороться с кризисами, а избегать их.

Общительность и коммуникативность позволяют быстро освоиться в новой для себя сфере, в новом городе, в новом государстве. Равнодушие к собственной стране позволяет легко ее покинуть в случае резкого падения уровня жизни. По данным «Левада-центра»* практически половина (48%) молодых людей еще в докризисном 2021 хотели уехать за границу на постоянное место жительства. Собственно, переполненные самолеты в Турцию это подтверждают. Ориентация на материальные ценности подтверждает, что падение уровня потребления, описанное выше, именно для молодых людей является критичным.

Молодые люди, у которых есть возможность, с высокой долей вероятности покинут страну в случае кризиса и не будут решать проблемы государства, к которому они испытывают равнодушие.

Новые технологии и наследие COVID-19

Последним, но немаловажным фактором является то, что многие профессии сегодня подходят для удаленной работы, а пандемия коронавируса перевела привычные нам форматы в онлайн. Уехать из страны, чтобы не сталкиваться с кризисом и сохранить работу и контакты со своей семьей и друзьями — намного проще, чем в 2008-2009 годах.

Более того, пандемия и локдауны спровоцировали бум на самообразование. Многие за эти 2,5 года успели переучиться на программистов, дизайнеров, тестировщиков, дата-аналитиков и другие востребованные за рубежом универсальные профессии.

Наше поколение не готово к кризисам. Ни к предыдущим, ни уж тем более к нынешнему. Подавляющее большинство будет отчаянно пытаться сохранить свою прежнюю жизнь, несмотря на всю тщетность этих попыток.

Михаил Карягин, эксперт Центра политической конъюнктуры

* Включён в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Источник
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".