Комментарий
1345 21 ноября 2011 7:36

Траур транзитеров

Дмитрий Абзалов аналитикДмитрий Абзалов

Дмитрий Абзалов
аналитикДмитрий Абзалов

«Северный поток» является стратегическим маршрутом доставка российских энергоносителей на территорию ЕС. Подготовка к строительству «Северного потока» началась в 2005 году. На протяжении шести лет «Газпром» расширял сеть европейских партнеров, которые должны были лоббировать проекты газовой монополии в Еврокомиссии. В результате акционерами Nord Stream AG (оператора маршрута) стали крупнейшие энергетические компании EC. Германские участники «Северного потока» (BASF и E.ON) имеют серьезные связи в правительстве ФРГ. При поддержке бизнес-структур «Газпрому» удалось согласовать проект строительства газопровода со сменившей Герхарда Шредера Анжелой Меркель. Изначально канцлерин относилась к российской инициативе крайне настороженно, однако после консультаций с представителями энергокомпаний поддержала «Северный поток». Кроме того, акционером Nord Stream стала голландская Gasunie. Нерезидент обладает разветвленной трубопроводной инфраструктурой, что гарантирует российскому газу выход на важный для отечественной монополии рынок Великобритании.

Тем не менее, несмотря на поддержку бельгийской, германских и итальянских (в рамках партнерства по South Stream) компаний, реализация проекта затягивалась. Причиной стали враждебные действия Польши и стран Прибалтики с целью ослабления российского газопровода. Причем, помощь конкурентам «Газпрома» оказывала именно Франция. Для того, чтобы заручиться поддержкой Парижа, российская монополия активизировала сотрудничество сразу с двумя французскими компаниями – Total и GdF Suez. Первая в 2009 году подписала с «НОВАТЭКом» соглашение о создании СП для освоения Термокарстового газоконденсатного месторождения, вторая вошла в акционерный капитал Nord Stream AG. Интерес к французским компаниям со стороны РФ неслучаен. Total и GdF Suez имеют сильные позиции в структурах Еврокомиссии, которая пытается «торпедировать» российские газотранспортные проекты. Иностранные партнеры позволили завершить строительство морской части в 2011 году.

Прокладка первой ветки «Северного потока» серьезно ударила по позициям транзитеров российских энергоносителей и поставила крест на трубопроводных проектах. Напомним, в ответ на запуск проекта Nord Stream Белоруссия и Польша предложили свои альтернативы российскому трубопроводу. Больше всего шансов на реализацию было у белорусского проекта «Ямал-Европа-2». Минск предложил «Газпрому» вместо строительства Nord Stream расширить пропускную способность действующего маршрута «Ямал-Европа» проходящего через Белоруссию. При этом газовая монополия изначально достаточно скептически относилась к увеличению энерготрафика через Белоруссию, которая использует свой транзитный статус для давления на Москву.

Второй проект под рабочим названием «Янтарь» был предложен Польшей при поддержке прибалтийских стран. Он предполагал строительство трубопровода из России через Эстонию, Латвию, Литву и Польшу в Германию. Проект изначально был невыгоден «Газпрому», так как передавал прибалтийским странам серьезный рычаг давления на Москву.

Теперь после строительства первой ветки «Северного потока» Россия существенно снизила зависимость от транзитеров на северном направлении. Это уменьшило экономические риски газовой монополии в ЕС и привело к усилению переговорных позиций РФ с Польшей, Белоруссией и Украиной. Ввиду проблем на энергетическом фронте Киев активизировал давление на Москву по газовому вопросу. Причем, ключевой проблемой стал пересмотр газовых соглашений 2009 года. Однако «Газпром» провел серьезную подготовительную работу на европейском направлении в преддверии конфликта, что существенно снизило риски для монополии.

Дмитрий АБЗАЛОВ
, Центр политической конъюнктуры

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".