Статья
830 28 апреля 2010 10:13

Центр и регионы

Важнейшие информационные кампании недели были связаны с преодолением последствий кризиса и кадровой политикой Центра.

Владимир Путин выступил на заседании Госдумы с отчетом о работе правительства за 2009 год, обозначив приоритеты финансовой политики Центра на 2010 г. Курс на стимулирование инвестиционной активности на местах сохраняет актуальность: после прохождения активной фазы кризиса федеральные власти рассчитывают на более активное участие региональных властей в решении актуальных социально-экономических задач. Общий объем финансовой поддержки, оказываемой регионам, сократится, однако в чрезвычайных ситуациях субъекты федерации по-прежнему смогут рассчитывать на поддержку. Так, предусмотрена федеральная помощь для территорий, которые оказались не в состоянии самостоятельно обеспечить свои расходы.

В 2010 г. объем предоставляемой регионам безвозмездно финансовой поддержки из госбюджета сократится не менее, чем на 40% по сравнению с годом предыдущим (в 2009 г. на эти цели было предусмотрено выделение в общей сложности 150 млрд.руб.). Основными формами поддержки останутся предоставление бюджетных кредитов и дотаций на сбалансированность бюджетов. Получение дополнительных ресурсов потребует от региональных администраций выполнения ряда законодательно установленных условий. Например, новые условия предоставления бюджетных кредитов включают полное «замораживание» объема заработной платы в бюджетной сфере региона на уровне 2008 года (в декабре 2009 г. представители правительства заявили о том, что федеральная исполнительная власть готова рассмотреть вопрос о пересмотре зарплат федеральных бюджетников лишь в конце 2010 г. и рекомендует региональным администрациям придерживаться такого подхода). Предусмотрено также ограничение роста социальных выплат 13% (в том числе, роста расходов по обязательному медицинскому страхованию безработных). Кроме того, в 2010 г. Центр сохранит практику снижения максимального уровня расходных обязательств регионов: если в 2008 г.субъект РФ, получая субсидию из федерального бюджета, должен был вкладывать сопоставимый объем средств (95%), то в 2009-2010 гг. этот показатель варьируется от 5% до 60%.

При этом реальное положение субъектов федерации зависит как от объективных факторов (структура экономик и сферы занятости, внутренний и внешний спрос на продукцию основных предприятий и пр.), так и от федеральных приоритетов (фактически Центр перераспределяет ресурсы в целях поддержания стабильности). Доходы и расходы региональных бюджетов в значительной мере обусловлены политическими факторами – решениями федеральных и региональных властей о наиболее значимых направлениях, требующих финансирования. Последствия кризиса заметно повлияли на этот процесс: регионы вынуждены увеличивать затраты на обеспечение долговых обязательств, а также на создание резервных фондов, тогда как статья «инвестиционные расходы» в большинстве случаев попадает под сокращение.

Центр стремится удержать ситуацию под контролем и повысить эффективность управления, указывая на личную ответственность губернаторов за социально-экономическую ситуацию. Последние, в свою очередь, делают выбор в пользу гарантированного обеспечения первоочередных расходов (таких, как социальные выплаты населению), прибегая к заимствованиям, что сокращает возможности вложений в инвестиционные проекты – на это попросту не остается «свободных средств» или же их объем недостаточен. В связи  с этим преодолеть системные кризисные явления в экономике регионов (низкая конкурентноспособность экономик, зависимость от одного/нескольких производств, недостаточное качество услуг, оказываемых населению, неэффективная модель развития рынка труда и пр.) в ближайшем будущем, скорее всего, не удастся.

Актуальные вопросы кадровой политики на минувшей неделе были связаны с принятием обсуждавшихся ранее решений – по Северной Осетии, Липецкой и Пензенской областям – и подготовкой  новых – по Оренбургской и Ростовской областям. Пролонгация полномочий Таймураза Мамсурова, Олега Королева и Василия Бочкарева подтвердила выбор Центра в пользу диверсифицированного курса кадровой политики, учитывающего специфику сложившейся в каждом субъекте политической и экономической ситуации при принятии решений. В Оренбургской и Ростовской областях сложились предпосылки смены власти. При этом в обоих случаях можно прогнозировать включение действующих глав в представляемые на рассмотрение президента списки и, в итоге, выдвижение на губернаторские посты представителей региональной элиты (с большой долей вероятности – действующей управленческой «команды»). Подобный сценарий решения кадровых вопросов позволит, с одной стороны, поддержать стабильность регионального развития, а с другой – обеспечить ротацию кадров в целях повышения эффективности управления.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".