Статья
7210 22 июля 2019 8:58

Украина после выборов

Вчера на Украине прошли парламентские выборы. И, хотя Центризбирком ещё не закончил подсчёт голосов, можно с уверенностью утверждать, что партия нового президента Владимира Зеленского одержала уверенную победу. Тем не менее, «Слуга народа», по всей видимости, получает относительное, но не абсолютное большинство, а значит формирование коалиции с другими партиями неизбежно. C кем может заключить союз партия украинского президента, и насколько стабильным может оказаться такое партнёрство?

Набрав во втором туре президентских выборов фантастические 73% голосов, Владимир Зеленский на время объединил большинство украинцев. Не занимая ни явно националистическую, ни откровенно пророссийскую позиции, он смог воссоздать политический центр на Украине, а его партия «Слуга народа» закономерно имела, по данным различных соцопросов, рейтинг порядка 45-50% накануне парламентских выборов.

Однако с учётом особенностей украинской политической системы, когда половина депутатов Рады избирается по партийным спискам, а половина — по мажоритарным округам, лидерство партии Зеленского не было столь однозначно. Набирая по партийному списку около 50% голосов, она таким образом получает около 110 депутатов от необходимых для получения большинства в парламенте 226 мест. Ещё примерно столько же предстояло набрать по округам. И тут возникли сложности.

На юге и востоке Украины конкуренцию Зеленскому составляют местные финансово-промышленные группы, представленные «Оппозиционной платформой» Виктора Медведчука и «Оппозиционным блоком» Вадима Новинского, Евгения Мураева и Геннадия Кернеса. В центре были представители «Батькивщины» Юлии Тимошенко и «Европейской солидарности» (ЕС) Петра Порошенко. В западных округах, помимо той же ЕС, за прохождение в парламент боролись националисты.

Плюс в округах традиционно сильны местные феодальные князьки, зачастую не имеющие устойчивой партийной принадлежности, и далеко не всегда безусловно лояльные центральной власти. Свою роль играло и то, что партия Зеленского до недавнего времени была, в общем-то, виртуальным проектом, и партийные структуры и предвыборные штабы формировались последние пару месяцев буквально на коленке.

Всё это позволяет предположить, что Зеленский вряд ли сможет набрать недостающие 110-120 мест в мажоритарных округах, и получить необходимое большинство в 226 голосов. В принципе, по доброй украинской традиции «Слуга народа» мог бы добрать недостающие голоса просто перекупив беспартийных мажоритарщиков, и сформировать первое в украинской истории однопартийное большинство. В этом случае президент получит абсолютно послушную Раду и сформированное полностью под себя правительство. Но нужно ли это Зеленскому?

Перед новой украинской властью стоит ряд серьёзных вызовов: урегулирование конфликта в Донбассе, проблема высоких тарифов по ЖКХ, низкие зарплаты и пенсии. Осенью нужно будет принимать бюджет, продлевать закон об особом статусе Донбассе, а ближе к зиме возникнет вопрос сохранения транзита российского газа через украинскую территорию. Простых рецептов для этих вопросов нет, и решить все накопившиеся проблемы одним махом вряд ли получится. А значит рейтинги Зеленского и его партии начнут проседать.

Так, по данным социологической группы «Рейтинг», опубликованным накануне второго тура президентских выборов, почти 40% украинцев ожидают от нового главы государства позитивных результатов в течение первых полугода правления, и ещё 25% — готовы ждать «целый год». Зеленский победил на выборах в апреле, парламентские выборы прошли в июле, новая Рада заработает и сформирует новое правительство скорее всего к сентябрю, то есть уже пройдёт почти полгода с момента избрания Зеленского.

Сразу после формирования Рады и правительства перед новой властью мгновенно встанут непопулярные вопросы принятия бюджета, регулирования тарифов и социальных выплат, сохранится проблема мирного урегулирования в Донбассе. И что бы ни делала новая власть, она будет задевать чьи-то интересы: бедняков или олигархов, националистов или пророссийских украинцев.

В этом ситуации президенту может быть крайне выгодно с самого начала сформировать коалицию с другими партиями. Представители других фракций получат несколько не самых важных министерских портфелей, в рамках коалиционных соглашений будут совместно голосовать, и таким образом разделят со «Слугой народа» политическую ответственность за принятие непопулярные решения.

Важным трендом современной украинской политики является запрос на новые лица. А значит формирование коалиции с партиями Порошенко или Тимошенко вряд ли возможно, поскольку будет нести значительные репутационные издержки для «Слуги народа». За Тимошенко тянется долгий шлейф коррупционных скандалов, а за Порошенко, которого также обвиняют в коррупции, закрепился и образ жёсткого националиста, что неприемлемо для голосовавших за Зеленского умеренных украинцев.

Союз с «Оппозиционной платформой» также сомнителен. В команде Зеленского неоднократно открещивались от любых контактов с Виктором Медведчуком, да и сама возможность формирования коалиции с «кумом Путина и агентом Кремля» представляется в современной Украине совершенно невероятной.

Поэтому наиболее вероятным кажется сценарий коалиции «Слуги народа» с «Голосом» Святослава Вакарчука. Его рейтинг накануне выборов колебался в пределах 5-7%, а значит он может завести в парламент порядка 15 депутатов. Одного только «Голоса» Зеленскому может и не хватить для формирования коалиции, поэтому недостающие голоса наверняка будут добираться за счёт мажоритарщиков. Однако если целью президентской команды является не только добор депутатов до необходимых 226 человек, но и разделение политической ответственности, «Голос» вполне может справиться с этой ролью.

Партия популярного певца состоит из еврооптимистов-антикоррупционеров и младореформаторов из исполнительной власти. В силу этого они наилучшим образом подходят под определение «новые лица», и поэтому скорее всего именно с «Голосом» заключит союз партия Зеленского. Но долго ли сможет просуществовать такая коалиция?

Учитывая трудные и непопулярные решения, которые в скором времени придется принимать Раде, скорее всего, уже до конца года «Слуга народа» и Зеленский столкнутся с падением рейтингов. И если для президента-популиста это просто опасно, то для «Слуги народа» это может быть опасно смертельно.

Дело в том, что партия Зеленского состоит из нескольких групп влияния. В ней есть квоты олигархов Виктора Пинчука и Игоря Коломойского, ряд кандидатов от «Слуги народа» тесно связаны с западными посольствами и НКО. Также в партии есть группа министра внутренних дел Арсена Авакова и, само собой, соратники самого Зеленского.

По итогу «Слуга народа» является своего рода конфедерацией олигархических и партийных групп, которых кроме возможности попасть в парламент под брендом Зеленского мало что связывает. И если во время избирательной кампании эти группы не конфликтовали, то в парламенте очевидно начнётся борьба за хлебные места и финансовые потоки.

Когда же осенью предстоит голосовать за бюджет и продление особого статуса Донбасса (не говоря уже о реализации прочих положений Минских соглашений), единство «Слуги народа» может быть серьёзно нарушено.

И если о фрагментации партии говорить в ближайшие полгода-год, пожалуй, что не приходится, то впоследствии президентская фракция действительно может де-факто распасться на несколько конфликтующих групп влияния, неспособных принимать какие-либо серьёзные решения. После чего и сохранение коалиции будет поставлено под вопрос.

Руку к развалу будущей коалиции наверняка приложат и две партии, занимающие полярные места в украинской политике, «Оппозиционная платформа» и «Европейская солидарность». Медведчук с пророссийской и Порошенко с националистической позиций будут из раза в раз ставить неопытного президента Зеленского в сложное положение, как уже было, например, с проведением телемоста между каналом Медведчука NewsOne и «Россией 1».

Вынужденный маневрировать между двумя полярными позициями, Зеленский наверняка лишится комфортного ему положения в политическом центре. А после неизбежного ослабления и фрагментации «Слуги народа», нельзя исключать и досрочных выборов в Раду.

Но это будет уже явно не в этом году. Пока же мы наблюдаем, пусть и ограниченный и, скорее всего, краткосрочный, но всё же триумф новых политиков.

Максим Семенов специально для «Актуальных комментариев»

*Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
КомментарийКомментарий От помощи до подкупа один шаг политологАлексей Чеснаков Оба кандидата на пост президента США все активнее используют украинский конфликт в своих предвыборных кампаниях. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".