Статья
3173 29 июня 2012 11:56

Узбекистан уходит из ОДКБ

Республикой Узбекистан принято решение о приостановлении своего участия в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности, говорится в сообщении информационного агентства «Жахон» при МИД республики, распространенном в пятницу.

«Соответствующая нота министерства иностранных дел Узбекистана по данному вопросу была направлена в Секретариат ОДКБ 20 июня», - говорится в нем.

«В этой ноте изложены конкретные мотивы и причины, обосновывающие принятие такого решения», - отмечает «Жахон».

Россия вместе с партнерами по ОДКБ вырабатывает совместную позицию по решению Узбекистана приостановить свое членство в этой организации.

«Узбекистан - это суверенное государство и он имеет право принимать решения, которые считает необходимыми», - заявил в пятницу полпред РФ при ОДКБ Игорь Лякин-Фролов.

«Сейчас мы с нашими партнерами по ОДКБ анализируем политико-правовые последствия, к которым может привести этот шаг, и вырабатываем совместную позицию по данному вопросу», - цитирует дипломата «Интерфакс».

Между тем руководитель сектора внутренней политики казахстанского Института политических решений Максим Казначеев считает, что выход Узбекистана из ОДКБ связан с желанием руководства страны восстановить американскую военную базу.

«Очевидно, что те договоренности, которые были достигнуты в последние несколько недель, все больше и больше убеждают Узбекистан в возможности восстановления на своей территории американской военной базы», - заявил Казначеев.

Политолог отметил, что на прошлогоднем саммите ОДКБ было принято решение о том, что появление военных баз третьих стран на территории действия договора должно согласовываться с остальными членами Организации.

«Чтобы избежать необходимости процедур согласования Узбекистану сейчас потребовалось приостановить свое членство в организации. По большому счету, это все причины», - считает Казначеев.

Секретариат ОДКБ получил ранее ноту узбекского министерства иностранных дел, в которой говорится, что республика приостанавливает свое участие в деятельности Организации.

Член комитета сената парламента Казахстана по международным отношениям, обороне и безопасности Гани Касымов также связывает уход Узбекистана из ОДКБ с намерением развивать связи с НАТО.

«Выход Узбекистана из ОДКБ надо рассматривать с той точки, что они-то и членами там условными были, как наблюдатели. Фактически Узбекистан не принимал участия в заседаниях, они были или наблюдателями, или никем не были. Они формально числились», - сказал он журналистам в пятницу в Астане.

«Я думаю, узбекские коллеги продумают вариант на военно-политическое сотрудничество со странами НАТО или с американцами на двусторонней основе. Потому что то, что происходило последние годы, транзитный коридор и все, что Узбекистан предоставлял (странам НАТО - ред.), дает задел для того, чтобы они могли, грубо говоря, не только зацепиться, но и утвердиться на этом своем восприятии по отношению к американцам», - отметил сенатор.

«Поэтому одна из причин, и наверно, может быть каких-то договоренностей (с НАТО - ред.), что Узбекистан должен выйти из ОДКБ. Другой логики я не вижу», - сказал он.

В киргизском парламенте считают, что Киргизии как следующему председателю в ОДКБ необходимо искать пути реформирования и модернизации Организации.

«Надо понять причины, почему Узбекистан приостановил членство в ОДКБ, может быть что-то нужно изменить в организации, нужно реформировать и модернизировать организацию, делать акцент на ее эффективность», - заявил в пятницу председатель комитета по обороне и безопасности парламента Киргизии, зампредседателя постоянной комиссии парламентской ассамблеи ОДКБ по вопросам обороны и безопасности Токон Мамытов.

Он напомнил, что в конце нынешнего года председательствование в ОДКБ перейдет к Киргизии, которой необходимо будет сосредоточить усилия на придании организации большей эффективности, чтобы ее деятельность «соответствовала нынешним реалиям».

«Я думаю, что наш президент в период своего председательствования, и Киргизия в целом, внесет ряд существенных поправок и инициатив, которые позволят поднять эффективность организации и провести ее реформирование. Те реформы, которые уже были сделаны, они очень важны, но в какой-то степени отстают от нынешней ситуации», - полагает Мамытов.

При этом он считает, что приостановление Ташкентом членства в ОДКБ «не повлияет на авторитет организации», а также не отразится на обеспечении безопасности в регионе.

«Узбекистан не принимал участия в созданных в рамках ОДКБ коллективных силах, поэтому его неучастие на военной составляющей не отразится. Но при возможном осложнении обстановки на южных границах организации ОДКБ никогда не закроет двери перед Узбекистаном», - сказал Мамытов.

Он также считает, что у Киргизии нет оснований для приостановления вслед за Узбекистаном членства в ОДКБ. 

В Таджикистане считают, что приостановка участия Узбекистана в ОДКБ  -  давно намеченный и потому закономерный шаг, заявил  в пятницу высокопоставленный источник в правительстве Таджикистана.

«Все к этому шло: Ташкент был известен тем, что не соглашался ни с одним решением ОДКБ, постоянно требовавшим внесения каких-то поправок, уточнений, особого статуса для Узбекистана, хотя в ОДКБ все решения принимаются совместно на условиях консенсуса», - сказал источник.

«Узбекистан очень не устраивало решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), вернее то, что страны-участники могут ввести КСОР в одно из государств - члена без согласия всех участников, что потом и было закреплено в положении о КСОР», - отметил источник.

Также в Душанбе не исключили, что Ташкент решил оставить ОДКБ в угоду Вашингтону.

«США и их партнеры по НАТО готовятся к интенсивному выводу войск из Афганистана, завершить который намечено в 2014 году, и Ташкент видит в этом свою ключевую транзитную роль, а обязательства в рамках ОДКБ, возможно, могли бы помешать ему выполнять ее», - считает источник.

Не исключил он и того, что Узбекистан не хочет быть союзником в рамках ОДКБ с теми странами, с которыми у него все более углубляются проблемы в водно-энергетических спорах. Ташкент, по мнению Таджикистана и Киргизии, последовательно создает условия для того, чтобы в этих странах не были построены соответственно Рогунская и каскад Камбаратинских ГЭС.

Узбекистан указывает на необходимость тщательной сейсмической и экологической оценки этих советских проектов, но Душанбе и Бишкек видят в этом, по мнению источника в таджикском правительстве, «попытки политического давления, направленные на то, чтобы Таджикистан и Киргизия оставались гораздо более бедными по сравнению с Узбекистаном странами».

«Я думаю, Узбекистан все же в скором времени объявит официально причины, побудившие его пойти на этот шаг», - заключил источник. 

В настоящее время в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. 

Комментарии экспертов

Политика Узбекистана в отношении интеграционных проектов всегда была неоднозначна. К тому же у Узбекистана есть собственные претензии на лидерство в центральноазиатском регионе.

Не надо сбрасывать со счетов и то, что Узбекистан практически всегда действовал в соответствии с текущей политической ситуацией. Мы уже видели и выход Узбекистана из ОДКБ, и его возврат в эту организацию. Не исключено, что мы это увидим еще раз.

Мы видели также, как после андижанских событий Узбекистан резко прервал отношения с американцами и даже выдворил их, что было достаточно жестким актом.

Поэтому делать сейчас какие-то далеко идущие выводы преждевременно. Кричать «караул, интеграция погибла» было бы слишком поверхностным подходом.

Узбекистан никогда не играл значимой и активной роли в ОДКБ. Нам, конечно, жаль, что он уходит, но ничего страшного не случилось.

Я не исключаю, что ситуация может еще неоднократно поменяться. Если вы посмотрите процесс в динамике, Узбекистан за последние двадцать лет столько раз делал такие перевороты - и в отношении России, и в отношении с Западом, и в отношении с соседями, что это становится стилем внешней политики Ташкента.

Что касается последствий выхода Узбекистана, то в других интеграционных процессах он практически никогда не участвовал. Те, кто очень ждет, что интеграционный процесс провалится, будут говорить о том, что это ужас, кошмар и все пропало. А те, кто знает ситуацию более глубоко, беспокойства не испытывают.

ОДКБ не будет никак переформатироваться: Узбекистан не вышел из организации, а приостановил свое членство. Это он уже делал однажды. На саму организацию это никак не повлияет, потому что активного участия в программах ОДКБ Узбекистан и раньше не принимал.

Узбекистан давно уже дрейфовал в сторону от любых интеграционных проектов на постсоветском пространстве.

Это, в частности, связано с очень сложными отношениями с Казахстаном и с претензиями узбекского руководства на лидерство во всей Центральной Азии - при том, что пока экономически более успешен Казахстан, и он является более привлекательной моделью для соседей, чем Узбекистан, страдающий от перенаселения и большого количества внутренних проблем.

Узбекистан однажды уже выходил из ОДКБ. После возвращения его участие в этой организации было довольно вялым. Узбекские военные в учениях участвовали неохотно и ко всем совместным мероприятиям относились достаточно прохладно.

С другой стороны, нельзя сказать, что узбекское руководство как-то сильно улучшило свои взаимоотношения с Соединенными Штатами Америки. Эхо андижанских событий до сих пор создает очень серьезные проблемы для движения Узбекистана в сторону Запада.

Я думаю, пока Каримов будет пытаться искать какой-то баланс между Западом и Россией.

Решение Узбекистана достаточно ожидаемо.

Его руководство в последние годы взяло курс на дистанцирование от интеграционных объединений на постсоветском пространстве – достаточно вспомнить относительно недавний выход из ЕвраАзЭс.

Кроме того, не надо забывать, что Узбекистан в ОДКБ долгое время отсутствовал. Он вышел из этой организации в 1999 году, а в 2006 году под влиянием андижанских событий опять вернулся.

Но Узбекистан вернулся формально. Он вошел в организацию, но активного участия в ее действиях не принимал, а пользуясь уставным правом членства, накладывал вето на многие решения и зачастую блокировал попытки совершенствования этой военно-политической организации, которые предпринимались другими странами.

Как повлияет выход Узбекистана? Конечно, это прецедент. Разговоры о том, что вслед за ним выйдут и другие страны Центральной Азии, не основаны ни на чем. Наоборот, как известно, у Узбекистана очень напряженные отношения с Киргизией и Таджикистаном (из-за строительства гидроэлектростанций, ресурсов воды и т.д.).

В Центральной Азии вода является жизненно важным ресурсом, поэтому, если Узбекистан вышел из ОДКБ, уж точно вслед за ним Казахстан и Таджикистан не последуют. Они надеются именно в рамках ОДКБ получить гарантии безопасности от, в том числе, конфликтов с Узбекистаном.

Тем более я не думаю, что вслед за ним начнет двигаться Казахстан. Не секрет, что роль лидера в центральноазиатском регионе идет скрытая, но достаточно активная борьба между Узбекистаном и Казахстаном за. И поэтому Казахстан не последует за Узбекистаном, я уже не говорю об Армении и Белоруссии.

После выхода Узбекистана переформатирование ОДКБ пойдет более быстрыми темпами. Потому что Узбекистан во многом блокировал эти действия.

Решение Узбекистана о выходе из ОДКБ не означает, что эта страна выбрала прозападный вектор.

На данном этапе, может, это и так. Но на Востоке никогда не говори никогда. Сегодня он выбрал прозападный курс развития – завтра в благодарность за это западные страны поспособствуют неким народным волнениям в очередной точке Узбекистана, и он вернется назад.

Видимо, в ожидании такого важного события, как начало вывода союзнических войск НАТО из Афганистана, Каримов решил обеспечить себе более широкую политическую свободу, не ограниченную обязательствами участника такой военно-политической организации, как ОДКБ.

Произошло логическое изменение вектора внешней политики Узбекистана.

На протяжении последних нескольких лет Узбекистан придерживался этого направления, ограничивая свое участие в основных интеграционных проектах. Это касается не только ОДКБ, но и ШОС, и других интеграционных модулей.

Сейчас, в сущности, просто зафиксировано то положение, которое реально уже сложилось где-то в начале 2010 года. По большому счету, никакой сенсации не произошло.

Узбекистан в проектах по ОДКБ активно не участвовал, поэтому решение о выходе из организации не означает разрыва отношений - просто они переводятся в двусторонний формат, без многосторонних интеграционных модулей, в том числе и в сфере безопасности.

Учитывая двойственную политику Каримова, совсем не надо хвататься за голову и посыпать ее пеплом.

Но нельзя сказать, что Узбекистан выбрал прозападный вектор. Все зависит от того, как дальше будет складываться ситуация вокруг северной сети поставок.

Для США Узбекистан, Таджикистан актуальны. Но если пакистанский маршрут будет реанимирован (а к этому есть определенные предпосылки), тогда ташкентский и душанбинский варианты отойдут для Вашингтона на второй план. Следовательно, преференции от Вашингтона, которые мог бы получить Узбекистан в случае вывода американских войск именно по этому маршруту в 2014 году, будут нивелированы.

Каримов продолжит крайне осторожно выстраивать линию баланса между Москвой и Соединенными Штатами.

Окончательно утверждать, что сформировался прозападный вектор и никаких отклонений от него не будет, я бы не стал. Вспомним 2005 год после Андижана, когда Каримов резко поменял свое движение в сторону Москвы, отказавшись или свернув сотрудничество с Западом.

В узбекской внешней политике ничего нельзя исключать.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".